Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей В.А. Ганченковой
С.С. Фошиной
с участием секретаря судебного заседания А.В. Кузнецовой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 сентября 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 21 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Саранска И.И. Галишников обратился в суд с исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Саранск об оспаривании бездействия городской администрации, не принимающей меры по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора, и об оборудовании контейнерных площадок.
В обоснование исковых требований указал на то, что около многоквартирного "адрес" и многоквартирного "адрес" расположены открытые контейнерные площадки для сбора мусора.
Контейнерные площадки не имеют водонепроницаемого покрытия, ограждения и подъездных путей для автотранспорта, что не отвечает требованиям пункта 2.1.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и требованиям пункта 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Вследствие этого нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки, не сформированы, и поэтому контейнерные площадки к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах не относятся.
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Просил суд признать незаконным бездействие городской администрации, не принимающей меры по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора, и обязать городскую администрацию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки водонепроницаемым покрытием, бордюрами по периметру и подъездными путями для автотранспорта.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 27 июня 2011 года исковые требования удовлетворены.
Представитель Администрации городского округа Саранск Р.К. Юськаев подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок лежит на управляющих компаниях, на городскую администрацию такая обязанность не возложена, и она является ненадлежащим ответчиком.
Старший помощник прокурора Ленинского района города Саранска Н.М. Мещерякова подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
В судебное заседание прокурор Ленинского района города Саранска, представитель Администрации городского округа Саранск не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица были извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Казённого учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" В.И. Милешин доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании прокурор Ю.В. Межевова относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, около многоквартирного "адрес" и многоквартирного "адрес" расположены открытые контейнерные площадки для сбора мусора.
Контейнерные площадки не имеют водонепроницаемого покрытия, ограждения и подъездных путей для автотранспорта, что не отвечает требованиям пункта 2.1.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и требованиям пункта 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Вследствие этого нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.Земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки, не сформированы.
Мер по оборудованию контейнерных площадок Администрация городского округа Саранск, обладающая на территории городского округа полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не принимает.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое бездействие городской администрации следует признать незаконным и на городскую администрацию должна быть возложена обязанность оборудования контейнерных площадок для сбора мусора.
Данный вывод суда согласуется с законом и соответствует обстоятельствам дела.
В силу положений пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пункта 24 части 1 статьи 9, пункта 12 статьи 35 Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года N177, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
В данном случае контейнерные площадки расположены на территории городского округа Саранск на несформированных земельных участках, то есть на муниципальных земельных участках, а следовательно, решение вопроса об оборудовании контейнерных площадок относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок лежит на управляющих компаниях, на городскую администрацию такая обязанность не возложена, и она является ненадлежащим ответчиком, отклоняются.
Как уже указывалось ранее, земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки, не сформированы, а следовательно, контейнерные площадки к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах не относятся и обязанность по оборудованию контейнерных площадок на управляющих компаниях не лежит. Доказательств обратному суду не представлено.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
К тому же в силу положений статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Поэтому в случае неисполнения обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора на соответствующий орган местного самоуправления может быть возложена обязанность оборудования контейнерных площадок, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Соответственно, Администрация городского округа Саранск, обладающая на территории городского округа полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не принимающая меры по оборудованию контейнерных площадок, является надлежащим ответчиком.
Других доводов к отмене или изменению решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить решение Ленинского районного суда города Саранска от 21 июня 2013 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи В.А. Ганченкова
С.С. Фошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.