Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Болат-оол А.В., Ондар А-А-Х.
при секретаре Натпите К-Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционное представление прокурора на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва об обязании предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий целевых программ,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. В обоснование заявленных требований указал на то, что на территории сельского поселения сумон Баян-Талинский действуют муниципальные целевые программы "По профилактике и противодействию терроризму и экстремизму на территории муниципального образования "Сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва" на 2012-2015 годы" и "По профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни на территории муниципального образования сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы", однако, для их реализации в бюджете сельского поселения на 2013 год денежные средства не предусмотрены в нарушение ст. 15, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, пп. 7.1, 30 ч.1 ст. 14, ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ". В связи с отсутствием в бюджете сельского поселения сумон Баян-Талинский денежных средств, направленных на реализацию муниципальных целевых программ по профилактике терроризма и экстремизма, а также по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, приводит к нарушению прав и интересов граждан, пребывающих на территории сельского поселения сумон Баян-Талинский. Просил обязать ответчика предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий целевых программ "По профилактике и противодействию терроризму и экстремизму на территории муниципального образования "Сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва" на 2012-2015 годы" и "По профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни на территории муниципального образования сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы".
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор подал апелляционное представление в Верховный Суд Республики Тыва, просит решение суда отменить, как противоречащее законодательству Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленного постановления председателя администрации сельского поселения от 10 апреля 2012 года N 19 "Об утверждении муниципальной целевой программы" следует, что утверждена муниципальная целевая программа "По профилактике и противодействию терроризму и экстремизму на территории муниципального образования "Сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва" на 2012- 2015 годы" и постановлением от 31 июля 2012 года N 35 утверждена муниципальная целевая программа "По профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формированию у детей и ихродителей мотивации к здоровому образу жизни на территории муниципального образования сельское поселение сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы".
Согласно бюджету сельского поселения на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годы не предусмотрены денежные средства на реализацию указанных муниципальных целевых программ.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать орган местного самоуправления внести изменения в бюджет сельского поселения.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, он соответствует нормам материального права.
В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно положения ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой и них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формированию бюджета.
В то же время, в случае не исполнения органами местного самоуправления возложенных на них федеральными законами обязанностей, в том числе по вопросам профилактики и противодействию терроризму и экстремизму, профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формированию у детей и ихродителей мотивации к здоровому образу жизни, прокурор вправе заявить в суд соответствующие требования.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежали.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 годаоставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.