Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., судей Дамдын Л.Д., Железняковой С.А., с участием прокурора Чадамба Д.О. при секретаре Монгуш Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования "Сумон Тарлагский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва", муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва", Республики Тыва, Российской Федерации к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Тарлаг Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа с.Тарлаг Пий-Хемского кожууна (далееМБОУ СОШ с.Тарлаг) природоохранного, экологического законодательства РФ, в ходе которой установлено, что МБОУ СОШ с. Тарлаг имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, которая на 06 ноября 2012 года составляла ** руб. ** коп. Задолженность в МБОУ СОШ с. Тарлаг образовалась по причине отсутствия финансирования. Просил суд взыскать с МБОУ СОШ с. Тарлаг задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп., обязать администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы МБОУ СОШ с.Тарлаг на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил взыскать с МБОУ СОШ с. Тарлаг задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп., обязать администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы МБОУ СОШ с. Тарлаг на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, просил обязать перечислить взысканную сумму на счет Управления Росприроднадзора по Републике Тыва.
Решением суда исковые требования прокурора Пий-Хемского района удовлетворены. С МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна на счет Управления Росприроднадзора по Республике Тыва взыскана задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ** руб. ** коп. Суд обязал администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
Прокурор, участвовавший в деле, подал апелляционное представление, в котором просит изменить решение суда в части, ссылаясь на то, что судом не решен вопрос о взыскании с МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна государственной пошлины.
В суде апелляционной инстанции прокурор Чадамба Д.О. поддержала доводы представления.
Представители МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун", третьего лица - Управления Росприроднадзора по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Ст. 1 данного закона предусмотрено, что загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Сроки и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно п. п. 1, 2 которого установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" установлено, что функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Разрешая спор по существу, суд исходил из выше указанных действующих в сфере охраны окружающей среды норм и установленных обстоятельств, из которых следует, что МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна использует в отопительных целях котельную, работающую на твердом топливе (угле), в результате чего происходит загрязнение окружающей среды.
Согласно дополнению к справке Управления Росприроднадзора по РТ, МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна имеела задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 10 апреля 2013 года в размере ** руб.
17 мая 2013 года средняя общеобразовательная школа с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна образовавшуюся задолженность на сумму ** руб. оплатила, что подтверждается платежными поручениями. Задолженность по выплатам за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп. не оплачена, обратное ответчиками не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требования прокурора о взыскании с МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна в пользу Управления Росприроднадзора по Республике Тыва задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ** руб. ** коп.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 53 указанного выше закона закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст.12 и ст.132 Конституции Российской Федерации, решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Удовлетворяя требование прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции не учел то, что решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, и вмешательство в их деятельность недопустимо. Таким образом, решение суда в этой части подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
В нарушение ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд не решил вопрос о взыскании с МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна РТ государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Республики Тыва, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, с МБОУ СОШ с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ** руб. ** коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Пий-Хемского района об обязывании администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду отменить с прекращением производства по делу в указанной части.
Изменить решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2013 года, взыскав с Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тарлаг Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в доход соответствующего местного бюджета государственную пошлину в размере ** руб. ** коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.