судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Денисова Ю.А.
судей: Меремьянина Р.В., Трофимовой М.В.
при секретаре Серикове Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", УФСИН РФ по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о выполнении санитарных норм,
по апелляционной жалобе ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области"
на решение Советского районного суда г. Воронежа от 11 июня 2013 года
(судья райсуда Демченкова С.В.)
УСТАНОВИЛА:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском к ФКУ "ОТБ N 1 УФСИН по Воронежской области", УФСИН РФ по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать ФКУ "ОТБ N 1 УФСИН по Воронежской области" произвести ремонт палат туберкулезного легочного терапевтического отделения N 2, выполнить в них декоративную отделку стен материалами, устойчивыми к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ "ОТБ N 1 УФСИН по Воронежской области" возложить на ФСИН РФ, в обоснование заявленных требований указал, что в силу ст. 101 УИК РФ на администрацию исправительных учреждений возложена ответственность за выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Проверкой материально-бытовых условий ФКУ "ОТБ N 1 УФСИН по Воронежской области", расположенному по адресу: ***, в котором осужденные находятся на лечении, установлено следующее: в туберкулезном легочном терапевтическом отделении N 2 в нарушение п. 42 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", поверхность стен в палатах 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409 и 411 имеет многочисленные дефекты в виде фрагментарного отслоения штукатурки; отделка стен меловым раствором, в нарушение указанной нормы, не является устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, что препятствует их влажной уборке. Ранее принятыми мерами прокурорского реагирования добиться устранения нарушений закона не представилось возможным (л.д. 3, 35).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 11 июня 2013 года исковое заявление Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворено в полном объеме, с ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** руб. (л.д. 49-50).
В апелляционной жалобе ФКУ "ОТБ N УФСИН по Воронежской области" ставится вопрос об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного в части взыскания государственной пошлины, при этом указывая на то, что судом неправильно истолкованы нормы материального права, содержащиеся в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, так как ФКУ "ОТБ N1 УФСИН России по Воронежской области" как государственный орган исполнительной власти освобождается от уплаты государственной пошлины (л.д. 53-55).
Представитель ФКУ "ОТБ N1 УФСИН по Воронежской области" по доверенности Внукова О.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему:
предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу суд не усматривает.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решением суда с ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** руб., однако, взыскивая государственную пошлину, суд первой инстанции оставил без внимания положения подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного в части взыскания государственной пошлины заслуживают внимания.
Так, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба исполнения наказаний, с передачей ей функций Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В целях реализации вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации приказом ФСИН России от 18.01.2005 года N 2 "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации преобразовано в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, являющееся органом государственной (исполнительной) власти, в структуру которого входит ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области".
ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" входит в структуру Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области и по настоящему делу выступает как государственный орган, наделенный государственно-властными полномочиями по обеспечению исполнения уголовного наказания.
Таким образом, на ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" в полной мере распространяется положение подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
В остальной части решение суда никем не обжаловано и оснований для проверки постановленного судом решения в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Воронеж от 11 июня 2013 года в части взыскания с ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" государственной пошлины в размере *** руб. в доход местного бюджета отменить, принять в этой части новое решение, которым во взыскании государственной пошлины с ФКУ "Областная туберкулезная больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" отказать.
В остальной части решение Советского районного суда г. Воронеж от 11 июня 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.