Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хуснутдиновой И.И.
судей Симаковой М.Е., Бабич А.А.
при секретаре Худяковой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя УПФР (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 04.07.2013 по исковому заявлению Королевой Г. И. к управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королева Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Хабаровске и Хабаровском районе о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, полагая, что при оценке ее пенсионных прав ответчик неправомерно не принял для расчета размер заработка по отрасли, указанного в справке службы государственной статистики по Хабаровскому краю. Просила обязать ответчика произвести ей перерасчет размера трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ исходя из факта получения заработной платы, указанной в справке о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКУ "Центр хранения документов", а также размера заработка по отрасли, указанного в справке службы государственной статистики по Хабаровскому краю.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 04.07.2013 исковые требования Королевой Г.И. удовлетворены. На УПФР (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края возложена обязанность произвести Королевой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости исходя из среднемесячного заработка за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно архивной справке МКУ "Центр хранения документов" от ДД.ММ.ГГГГ N к за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю о средней заработной плате по отрасли за 1990г., за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в доход муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе УПФР (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, указывая, что представленная в суд справка государственной статистики не содержит сведений об индивидуальном заработке Королевой Г.И., следовательно не может быть применена для расчета ее пенсии.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав возражения Королевой Г.И. и ее представителя Королева Г.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Королева Г.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Хабаровском объединении Росоптпродторг в различных должностях.
Согласно архивной справке МКУ "Центр хранения документов" от ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о заработке Королевой Г.И. за время работы в Хабаровском объединении "Росоптпродторг" за ДД.ММ.ГГГГ частично за ДД.ММ.ГГГГ сведения за ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют в связи с не поступлением документов на хранение. Сведения об окончании трудовой деятельности Королевой Г.И. взяты из приказа о награждении ценным подарком в ДД.ММ.ГГГГ, так как приказы по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ документы по начислению заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ на хранение в учреждение не поступали.
С ДД.ММ.ГГГГ Королевой назначена трудовая пенсия по старости в размере "данные изъяты". Для расчета трудовой пенсии истца ответчиком учтен ее среднемесячный заработок за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Королева Г.И. обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю с заявлением о перерасчете пенсии, при этом в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее заработок в определенные периоды, просила использовать статистические данные о среднем заработке по отрасли "торговля" в период с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом в перерасчете размера пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие необходимых документов, подтверждающих заработную плату.
Согласно сообщению УПФР России в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, отношение заработной платы Королевой Г.И. к заработной плате по стране по полученным справкам о заработной плате за иные периоды составило "данные изъяты", а имеющееся в выплатном деле отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране составляет "данные изъяты" (осовремененная средняя заработная плата пенсионера составила "данные изъяты", в выплатном деле - "данные изъяты") проведение перерасчета пенсии по представленным справкам о заработной плате нецелесообразно.
Разрешая спор, суд исходил из того, что поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Королева Г.И. осуществляла трудовую деятельность, а поскольку трудовым законодательством принудительный труд без оплаты запрещен, суд пришел к выводу о том, что расчет пенсии истца за отработанное исходя из нулевых показателей оплаты труда за отдельные периоды не соответствует требованиям закона, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность произвести расчет пенсии, приняв в качестве документов, подтверждающих заработок Королевой Г.И. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данные органов государственной статистики о средней заработной плате работников отрасли за 1990 год.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку при разрешении заявленных истцом требований суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Из положений статьи 30 Закона N 173-ФЗ следует, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии может производиться на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина за любые 60 месяцев работы. По причинам, не зависящим от застрахованного лица, эти сведения могут не сохраниться, поэтому закон не предусматривает обязательного предоставления сведений о заработной плате за все 60 месяцев выбранного периода трудовой деятельности для исчисления расчетного размера трудовой пенсии, поскольку право гражданина выбирать способ определение расчетного размера его пенсии, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия данных о заработной плате в течение выбранных им 60 месяцев работы подряд.
В силу пункта 26 Перечня N 16/19па, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации были даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.
При разрешении спора судом было установлено, что документы, содержащие сведения о размере выплачиваемой истцу заработной платы в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности товароведа-претензиониста в юротделе Хабаровского объединения "Росоптпродторг" не сохранились. Каких-либо иных документов, подтверждающих размер получаемой истцом заработной платы в указанный период, суду представлено не было.
Доказательств, которые подтверждали бы индивидуальный характер заработка истца в данные периоды, материалы дела не содержат.
Представленные истцом справки территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждают лишь размер среднего заработка работников, занятых в отрасли торговли и общественного питания за 1985-1997 года и не носят индивидуальный характер. Усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, отрасли или региону, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, а также свидетельские показания для подтверждения среднемесячного заработка для установления трудовой пенсии не могут использоваться.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Представленные истцом сведения Росстата не подтверждают конкретный размер именно ее заработной платы, не содержит данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере ее заработка, а, следовательно, не могут служить основанием для перерасчета пенсии исходя из размера заработной платы, указанной в справке.
Исходя из вышеизложенного, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Королевой Г.И.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, отменяя состоявшееся по делу решение суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что заявленные Королевой Г.И. исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, в связи с чем, полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 04.07.2013 отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Королевой Г.И. отказать в полном объеме.
Председательствующий И.И. Хуснутдинова
Судьи М.Е. Симакова
А.А. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.