Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей К..В. Аноприенко, Н.В. Пестовой
при секретаре Н.О. Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным, обязании провести капитальный ремонт на участках пути,
по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителя ОАО "РЖД" (ответчика) Б.Б. Игнатенко, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Н.А. Лазаревой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "РЖД") о признании бездействия незаконным, обязании провести капитальный ремонт на участках пути.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения при содержании, эксплуатации и производстве ремонта железнодорожного пути. Проверкой установлено, что в Комсомольской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" просрочен капитальный ремонт пути по следующим перегонам-станциям: Менгон - Тейсин 8,9 км; Тейсин - Эльбан 9,3 км; Эльбан - Подали 10,6 км; Разъезд 303 - 1 км; Комсомольск-Сортировочный -Комсомольск-на-Амуре - 0,500 км; Комсомольск-Сортировочный - Пивань 1км1пк-3 км7пк - 2,7км; Комсомольск-Сортировочный - Пивань З км8 пк - 9кмЗпк - 5,6 км; Комсомольск-Сортировочный - Пивань 11км8пк-18км1пк - 6,3 км; Кумтэ - Гайтер - 0,300 км; Гайтер - Картель 29км3пк-30км8пк -1,6 км; Гайтер - Картель 40км1пк-41км7пк -1,7 км; Картель - Селихин - 10 км; Кун - Гурское - 2 км; Силинка- Комсомольск-2 - 7,4 км; Комсомольск-2 - Комсомольск-Сортировочный - 2,8 км; Комсомольск-2 - Комсомольск-на-Амуре - 2,8 км. Указанные нарушения по Комсомольской дистанции пути подтверждаются п.п. 3.2, 3.55 акта от 27 июля 2012 года N 27ГС.07.12 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Управления государственного железнодорожного надзора выявленных в ходе проверки Дальневосточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Планирование ремонтов на дистанции пути назначается в соответствии со среднесетевыми нормами периодичности представления ремонтов и критериев назначения основных видов ремонтов железнодорожного пути, в соответствии с п.6 и п.7 технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" N75р от 18.01.2013, капитальный ремонт пути проводится 1 раз в 18 лет. Согласно ведомости участков пути просроченных капитальным ремонтом по указанным выше перегонам и станциям Комсомольской дистанции пути на 01.01.2013 составило 73,5 км, капитальный ремонт пути на указанных участках не производился более 20 лет, в связи с чем, эксплуатация железнодорожных путей общего пользования на Комсомольской дистанции пути с просроченным капитальным ремонтом пути в настоящее время не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", выразившееся в непроведении капитального ремонта участков пути Комсомольской дистанции пути, обязать ОАО "Российские железные дороги" произвести капитальный ремонт участков пути Комсомольской дистанции пути Дальневосточной железной дороги согласно ведомости участков пути просроченных капитальным ремонтом на 01.01.2013г.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 05 июня 2013 года исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОАО "РЖД", выразившиеся в не проведении капитального ремонта участков пути Комсомольской дистанции пути.
На ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт участков пути Комсомольской дистанции пути: Менгон - Тейсин (одн) с 258 км 2пк по 266 км 10пк (8,9 км); Тейсин - Эльбан (одн) с 267 км 1пк по 276 км 3пк (9,3 км); Эльбан - Подали (одн) с 276 км 4пк по 286 км9 пк (10,6 км); Разъезд 303 (одн) с 303 км 1пк по 304 км 1пк (1 км); Комсомольск-Сортировочный - Комсомольск-на-Амуре (неч) с 353 км 2пк по 353км 7пк (0,5 км); Комсомольск-сортировочный - Пивань (пк) с 1 км 1 пк по 3 км 7пк (2,7 км); Комсомольск-сортировочный - Пивань (пк) с 3 км 8пк по 9 км 3пк (5,6 км); Комсомольск- сортировочный - Пивань (пк) с 11 км 8пк по 18 км 1пк (6,3 км); Кумтэ - Гайтер (1) с 28 км 10пк по 29 км 2пк (0,3 км); Гайтер - Картель (1) с 29 км 3 пк по 30 км 8 пк (1,6 км); Гайтер - Картель (1) с 40 км 1пк по 41 км 7пк (1,7 км); Картель - Селихин (1) с 41 км 8пк по 51 км 7пк (10 км); Кун - Гурское (1) с 95 км 1пк по 96 км 10пк (2 км); Силинка - Комсомольск-2 (1) с 3805 км 8пк по 3815 км 2пк (7,4 км); Комсомольск-2 - Комсомольск-сортировочный (1) с 3813км 2пк по 3815 км 10пк (2,8 км); Комсомольск-2 - Комсомольск-на-Амуре (ск) с 3813 км 7пк по 3816 км 6пк (2,8 км).
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Б.Б. Игнатенко просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального права. Полагает, что проведение модернизации и капитального ремонта пути планируется на участках, где помимо наработки тоннажа отмечено неудовлетворительное фактическое состояние пути и существует реальная угроза ухудшения безопасности движения поездов и не обеспечения требований перевозочного процесса. Наличие наработки на железнодорожном пути тоннажа в объеме 100 % и более от нормативного не является фактом неудовлетворительного фактического состояния пути и причиной для безотлагательного проведения капитального ремонта или реконструкции пути.
В письменных возражениях, поступивших от Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, указывается на соответствие выводов суда нормам материального и процессуального права, законность и обоснованность принятого судом решения.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" Б.Б. Игнатенко доводы апелляционной жалобы поддержал, просил учесть то обстоятельство, что начальником ОАО "РЖД" на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции был издан приказ, согласно которому на части пути до конца года планируется провести капитальный ремонт пути, что свидетельствует о том, что ОАО "РЖД" принимает меры к проведению ремонта.
Прокурор Н.А. Лазарева возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом решении не имеется.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 1, 2, 10, 15, 20 Федерального закона N 17-ФЗ от 10 января 2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ", согласно которым безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Владельцы инфраструктур и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286 Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Судом первой инстанции верно установлено, что на 01.01.2013 г. в Комсомолськой дистанции пути имеются участки пути, просроченные капитальным ремонтом. На указанных в ведомости участках пути капитальный ремонт не производился от 19 до 30 лет, при нормативном сроке проведения ремонта 19 лет, за исключением участка пути Комсомольск-2 - Комсомольск-на-Амуре (ск) с 3813 км 7пк по 3816 км 6пк (2,8 км), нормативный срок по которому 25 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, в связи с чем, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка; указанные доводы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.
Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным, обязании провести капитальный ремонт на участках пути - оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи К.В. Аноприенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.