Постановление Московского городского суда от 23 октября 2013 N 4а-2277/13
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу Авдеева В.А. в защиту Смирнова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 19 августа 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года Смирнов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 19 августа 2013 года постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года оставлено без изменения, жалоба защитника Авдеева В.А. - без удовлетворения.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 12 сентября 2013 года исполнение вышеуказанного постановления мирового судьи о назначении Смирнову А.В. административного наказания прекращено.
В надзорной жалобе защитник Авдеев В.А. просит о прекращении производства по делу, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела, а также на вступивший в силу с 01 сентября 2013 года Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ, установивший пороговую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе для целей применения ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения) наступает за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, постановлением мирового судьи от 28 июня 2013 года Смирнов А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в связи с тем, что 29 марта 2013 года в 08 часов 17 минут он, управляя автомобилем марки "***" государственный регистрационный знак ***, следовал в районе дома N 2 по ул. Новая Басманная в городе Москве со стороны Садового кольца в направлении Московской области, находясь в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения РФ в состоянии алкогольного опьянения.
В основу вывода о виновности Смирнова А.В. в совершении описанного выше административного правонарушения судебные инстанции положили совокупность собранных по делу доказательств, в том числе акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с приложенной к нему распечаткой результата исследования на бумажном носителе, согласно которым концентрация абсолютного этилового спирта в воздухе, выдыхаемом Смирновым А.В., составила 0,074 мг/л.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отмена закона, установившего административную ответственность, является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения, наличие у водителя транспортного средства состояния опьянения по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения определялось на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности. При этом любой положительный результат исследования, полученный при помощи технического средства измерения, уже являлся достаточным основанием для вывода о нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", вступившим в силу с 01 сентября 2013 года, ст. 12.8 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Таким образом, в настоящее время факт нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения следует считать установленным, если концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом им воздухе составила более 0,16 мг/л без учета допустимой погрешности прибора. Если этот показатель составил 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха и менее, то данный вывод не может быть сделан и, соответственно, водитель не может быть привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Согласно материалам дела концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом Смирновым А.В. воздухе составила 0,074 мг/л (л.д. 3, 4), что меньше значения возможной суммарной погрешности измерений, установленного в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ. В связи с этим основания для привлечения Смирнова А.В. к административной ответственности в настоящее время отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения в Московском городском суде надзорной жалобы защитника Авдеева В.А. исполнение состоявшегося в отношении Смирнова А.В. постановления мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года о назначении административного наказания прекращено.
Исходя из положений ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении Смирнова А.В. подлежит прекращению.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (протеста) выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы (протеста) и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 19 августа 2013 года подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Авдеева В.А. в защиту Смирнова А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 28 июня 2013 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 19 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Смирнова А.В. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.