Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
Председательствующего - Черниковой Е.Н.,
Судей - Геращенко Е.М., Рязанцевой О.А.,
При секретаре - Каета О.М.,
Помощника прокурора Курской области Борисовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2013 года дело по иску Д ЕА к открытому акционерному обществу "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недополученной страховой выплаты, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности М АН на решение Ленинского районного суда г. Курска от 25 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Отказать Д ЕА в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недоплаченной страховой выплаты, штрафа в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Геращенко Е.М., объяснения истицы Д ЕА, поддержавшую апелляционную жалобу, заключение прокурора Б ЕС,
возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д ЕА обратился в суд с иском к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недополученной страховой выплаты, в котором просила взыскать с ответчика недополученную страховую сумму в размере "данные изъяты" рублей и штраф за задержку выплаты страхового возмещения в размере "данные изъяты" рублей, мотивируя свои требования тем, что проходила службу в Государственной противопожарной службе Главного управления МЧС России по Курской области. ДД.ММ.ГГГГ была уволена со службы по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в орган внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста). ДД.ММ.ГГГГ ей установлена 3-я группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. ДД.ММ.ГГГГ от страховщика "Чрезвычайная страховая компания" ею была получена страховая сумма в размере "данные изъяты" рублей, с которым она не согласна, считает, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в новой редакции, страховое возмещение должно быть произведено в твёрдой денежной сумме в размере "данные изъяты" рублей, в связи с чем, недополученная страховая сумма составляет "данные изъяты" рублей. Поскольку выплата страхового возмещения произведена не в полном объеме, просил взыскать штраф в размере 1 процента от недополученной страховой суммы за каждый день просрочки в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности М АН просит решение суда отменить, как незаконное.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ОАО "Чрезвычайная страховая компания", представителя третьего лица ГУ МЧС России по Курской "адрес", извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истицы Д ЕА, поддержавшую апелляционную жалобу, заключение прокурора Б ЕС, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц) определены Федеральным законом от 28.03.1998г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Согласно абз.3 ч.1 ст.4 вышеназванного Федерального закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Пункты 1 и 2 статьи 5 ФЗ от 28.03.1998г. N52-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.06.2008г. N86-ФЗ), действовавшие до 1 января 2012 года, предусматривали, что размер страховых сумм, выплачиваемых при наступлении страховых случаев, определялся исходя из группы инвалидности и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, составляющих оклад месячного денежного содержания.
Федеральным законом от 08.11.2011г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ... " в вышеприведенные положения статьи 5 были внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2012г., согласно которым страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.
В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, при этом распространение действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие, возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п.2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что положения статьи 5 ФЗ от 28.03.1998г. N52-ФЗ в редакции ФЗ от 08.11.2011г. N309-ФЗ, устанавливающие фиксированные выплаты по страховым случаям, распространяются на отношения, возникшие из договора обязательного государственного страхования, начало действия которого определено с 01.01.2012г.
В соответствии с п. 3.1.2 Государственного контракта N страховым случаем является установление Застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
В соответствии с п. 4.1 - 4.2 Государственного контракта страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность по контракту. Размер страховой суммы определяется в отношении, исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием.
Страховые суммы выплачиваются в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы, инвалиду 3 группы в размере 25 окладов (п.10.1.2 Государственного контракта).
Аналогичные оклады предусмотрены ст. 5 Закона "Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" N52-ФЗ от 28.03.1998 г. в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГг. истцу установлена 3 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Ее жизнь и здоровье, как сотрудника федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в 2011 году (на момент увольнения со службы) были застрахованы в ОАО "Чрезвычайная страховая компания" в соответствии с Государственным контрактом N Контракт действовал с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. (п. 14.1 Контракта - Т. 1, Л.Д. 160-168).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в страховую организацию с заявлением о выплате ей страховой суммы, которая ДД.ММ.ГГГГ была перечислена на ее банковский счёт в размере "данные изъяты" рублей. Страховая сумма (25 окладов) была исчислена из оклада месячного денежного содержания.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела о назначении страховой суммы, копиями: контракта, выписки из приказа об увольнении, справки МСЭ, и следуют из пояснений сторон.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (в ред. от 11.06.2008г., действовавшей на момент наступления страхового случая), Федеральным законом от 08.11.2011г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ... ", ст. 422 и п. 1 ст. 4 ГК РФ, а также п. 3.1.3., 4.1. 9.1. Государственного контракта N N от "данные изъяты". и исходил из того, что действия ответчика по выплате Д ЕА страховой суммы в размере 25 окладов соответствовали Государственному контракту, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, основанным на законе и соответствующим установленным судом обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы представителя истца о необходимости определения истцу Д ЕА страховой суммы как инвалиду 3 группы в твёрдом размере - "данные изъяты" рублей по тем основаниям, что страховой случай наступил ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения года после увольнения со службы и в период, когда ФЗ от 28.03.1998г. N52-ФЗ уже действовал в редакции ФЗ от 08.11.2011г. N309-ФЗ, при этом ее право не может быть поставлено в зависимость от порядка исполнения договорных отношений между страховщиком и страхователем, судебная коллегия находит несостоятельным, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.
Как установлено судом, обязательства по выплате истцу страхового возмещения возникли у страховщика - ОАО "Чрезвычайная страховая компания" в силу договора - Государственного контракта N от "данные изъяты".
Поскольку изменения в законодательстве о выплате страховых сумм имели место после заключения указанного договора страхования, при этом в законе, установившем фиксированные размеры страховых выплат, указаний о придании ему обратной силы не содержится, в связи с чем, соответствующие изменения в договор страхования не вносились, законных оснований для выплаты истцу страховой суммы, не предусмотренной договором страхования, не имеется.
Ввиду отсутствия правовых оснований для взыскания доплаты страховой суммы, судом обоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании штрафа.
Иных доводов к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и на законность постановленного судом решения не влияют. Процессуальных нарушений по делу не установлено. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Д ЕА по доверенности М АН - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.