Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Слядневой И.В.
судей Плужникова Н.П., Трофимовой Т.М.
при секретаре Кирилловской К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 5 ноября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2013 года, которым решение 31 внеочередной сессии (четвертого созыва) Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 09 июля 2013 года N 203 "Об удалении в отставку Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области" признано незаконным.
Трушакин А.Г. восстановлен в должности Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Слядневой И.В., объяснения председателя Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района НСО Четвертковой Т.И. и представителя Асташкиной М.В., возражения Трушакина А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трушакин А.Г. обратился в суд с иском к Совету депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области об отмене решения N 203 от 09 июля 2013 года "Об удалении в отставку Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области", как незаконного.
Дополнив в ходе рассмотрения дела свои требования, просил также восстановить его в должности главы Гусельниковского сельсовета.
В обоснование требований указал, что 09.07.2013 Совет депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области принял решение, которым удалил его в отставку как Главу Гусельниковского сельсовета, чем грубо нарушил положения частей 3-9, 13-15 ст. 74.1, Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие основания удаления главы муниципального образования в отставку, а также его процедуру и порядок.
На основании изложенного просил отменить решение Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области N 203 от 09 июля 2013 года "Об удалении в отставку Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области" как незаконное, восстановив его в должности главы Гусельниковского сельсовета.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Совет депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, указав, что судом нарушены нормы материального права, при этом выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы председатель Совета депутатов указывает, что вывод суда о незаконности оспариваемого решения необоснован, поскольку решение 31 внеочередной сессии Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 09.07.2013 г. N203 "Об удалении в отставку Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области" принято в соответствии со статьей 74.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующей процедуру удаления в отставку главы муниципального образования. Кроме того, решение было опубликовано в "Искитимской газете" N27 (11182) от 11.07.2013.
Суд неправильно истолковал ст. 74.1. названного закона и необоснованно пришел к выводу об отсутствии надлежащего уведомления главы МО о выдвижении инициативы депутатов представительного органа об удалении его в отставку, поскольку статья 74.1 не устанавливает какой-нибудь обязательной формы или способа уведомления главы. Уведомление главы муниципального образования через исполнительно-распорядительный орган МО ? администрацию Гусельниковского сельсовета - в рассматриваемом случае являлось надлежащим и единственно возможным способом уведомления, так как Трушакин А.Г. одновременно являлся главой МО и главой администрации. При этом Трушакину через секретариат по месту его работы были вручены извещение о проведении заседания Совета депутатов по рассмотрению вопроса об удалении его в отставку и обращение с проектом решения об удалении в отставку. Суду не представлено доказательств того, что специалист администрации Гусельниковского сельсовета Иванова не передала поданные Советом депутатов документы главе Гусельниковского сельсовета Трушакину А.Г.
Суд необоснованно не принял в качестве доказательств объяснения председателя Совета депутатов Четвертковой Т.И., которая пояснила, что Трушакин А.Г. уклонялся от получения лично каких-либо документов, более того, препятствовал в сдаче документов в администрацию сельсовета.
Кроме того, судом Совету депутатов не была предоставлена возможность вызвать в суд в качестве свидетеля специалиста Иванову, поскольку приняв дополнительные требования Трушакина А.Г. к производству суда, суд в тот же день рассмотрел дело по существу. Тем самым суд лишил апеллянта права на подготовку к делу и представление необходимых доказательств, в связи с чем апеллянт ходатайствовал об исследовании судом апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих факт получения Трушакиным А.Г. обращения депутатов Гусельниковского сельсовета с инициативой об отставке главы и проекта решения об удалении в отставку, а также извещения о проведении 31 внеочередной сессии по вопросу удаления его в отставку, которые приобщены к апелляционной жалобе.
Указывает, что предусмотренные законом основания удаления главы МО в отставку были им соблюдены, а выводы суда о несоответствии решения об удалении в отставку главы муниципального образования требованиям закона неосновательны, поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливает конкретных требований к содержанию такого решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постанавливая решение об удовлетворении требований Трушакина А.Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания, по которым была инициирована процедура удаления главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области в отставку, предусмотренные п.2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, в решении конкретно не указаны. Ни одно из указанных в обращении депутатов нарушение, допущенное главой МО, на заседании 31 внеочередной сессии четвертого созыва Совета депутатов Гусельниковского сельсовета не обсуждалось. В решении имеется ссылка на Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2013 года, а не от 06.10.2003 года, что суд первой инстанции также расценил как признак несоответствия муниципального правового акта требованиям федерального законодательства, Конституции и правовым актам субъекта РФ. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Трушакин А.Г., которому обращение депутатов об удалении его в отставку и проект соответствующего решения, а также извещение о дате и месте проведения соответствующего заседания были переданы через секретариат администрации Гусельниковского сельсовета, главой которой он одновременно являлся, не может считаться надлежаще извещенным, поскольку доказательств последующего вручения ему этой корреспонденции не имеется. Это, по мнению суда первой инстанции, лишило заявителя возможности участвовать в заседании внеочередной сессии данного Совета депутатов, давать пояснения по фактам, изложенным в обращении депутатов и представлять по ним свои мотивированные возражения. Принятое решение суд счел не вступившим в законную силу и потому, что при его официальном опубликовании в средстве массовой информации имелась ссылка уже на Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, а не от 06.10.2013,как было указано в самом решении.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы находит законными и обоснованными, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а установленным по делу обстоятельствам дана неверная оценка.
Как видно из материалов дела, Гусельниковский сельсовет Искитимского района Новосибирской области является муниципальным образованием, структуру органов местного самоуправления которого, согласно его Устава и в соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", составляют представительный орган МО - Совет депутатов, выборное должностное лицо органа местного самоуправления - глава сельсовета (глава муниципального образования), исполнительно-распорядительный орган -администрация Гусельниковского сельсовета и контрольно-счетный орган -ревизионная комиссия.
Согласно статьям 17 и 18 Устава, Совет депутатов Гусельниковского сельсовета состоит из 10 депутатов, и к его полномочиям, в числе прочего, относится принятие решения об удалении главы МО в отставку, что согласуется и со ст. 35 вышеозначенного Федерального закона. Трушакин А.Г., в силу ст.24 Устава, а также в соответствии со ст. 36 Закона, являлся одновременно главой МО - Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области и главой администрации Гусельниковского сельсовета. В силу этого, а также в соответствии со ст. 24 Устава, в его обязанности в числе прочего входило обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами НСО. Эти вопросы указаны в статьях 5 и 5.1 Устава, а также в ст.14 и ст.14.1 вышеозначенного Федерального закона.
Согласно ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение им в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п. 2 ч.2 ст. 74.1).
В соответствии с частью 3 указанной статьи, все 10 депутатов Совета депутатов Гусельниковского сельсовета обратились к председателю Совета депутатов данного МО с обращением об удалении в отставку главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области Трушакина А.Г. в связи с неисполнение им в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения (п.2 ч.2 ст.74.1 Федерального закона) (л.д. 41). В данном обращении были перечислены факты, свидетельствующие о систематическом неисполнении главой муниципального образования, являющегося одновременно главой администрации Гусельниковского сельсовета, вопросов местного значения, а также несоблюдении им требований статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ о ежегодном отчете перед представительным органом местного самоуправления о результатах его деятельности, о невыделении средств, предусмотренных бюджетом МО на 2012 год, на функционирование законодательных органов МО, о несоблюдении требований закона об обязательном опубликовании правовых актов МО.
Рассмотрев инициативу депутатов данного представительного органа, Губернатор Новосибирской области в соответствии с частью 5 статьи 74.1 Закона дал письменное согласие на удаление Трушакина А.Г. в отставку по пункту 2 части 2 статьи 74.1 Закона (л.43).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку было назначено в соответствии с частью 7 статьи 74.1 Закона на 09 июля 2013 года, то есть в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
При этом, действуя в соответствии с требованиями части 13 статьи 74.1 вышеозначенного Закона, представительный орган обеспечил заблаговременное получение Трушакиным А.Г. уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, тем самым предоставив ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Это подтверждается отметкой секретаря администрации Гусельниковского сельсовета, главой которого являлся Трушакин А.Г., о том, что 10.06.2013 года на его имя по месту его работы председателем Совета депутатов Гусельниковского сельсовета было представлено извещение о поступившей инициативе депутатов, к которому были приложены копия их обращения и копия проекта решения Совета депутатов об удалении его в отставку (л.д.172). Кроме того, на л.д. 51- 53 имеются почтовые квитанции и опись вложения в ценное письмо от 27.06.2013 года, которые свидетельствуют о том, что Трушакину А.Г. по месту его работы было направлено сопроводительное письмо с приложением об извещении о созыве 31 внеочередной сессии Совета депутатов, назначенной на 09.07.2013 года. Такое же извещение с отметкой о вручении его по месту работы истца от 27.06.2013 года находится на л.д. 223.
Ссылаясь на то, что в деле нет доказательств надлежащего извещения Трушакина А.Г. о поступившем обращении депутатов и дате его рассмотрения, и что тем самым Трушакин А.Г. был лишен возможности давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления его в отставку, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки вышеприведенным доказательствам, что противоречит положениям статьи 67 ГПК РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, требования ч.13 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о необходимости обеспечения представительным органом заблаговременного получения Трушакиным А.Г. уведомления о дате и месте проведения заседания 31 внеочередной сессии, а также ознакомления с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, Советом депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области были соблюдены. При этом ответчик представил допустимые доказательства того, что дом, в котором Трушакин А.Г. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", является ветхим, находится в разрушенном состоянии и в нем никто не проживает. Сам Трушакин А.Г., как видно из материалов дела, корреспонденцию по указанному адресу не получает. При рассмотрении дела в суде он впервые сообщил иной адрес своего фактического пребывания, который находится в г. "адрес", а также адрес для направления ему корреспонденции, не совпадающий с местом его постоянной регистрации. Положения статьи 74.1 вышеозначенного Федерального закона не содержат четкого предписания, каким способом и как именно должен быть уведомлен глава муниципального образования о поступившем обращении об удалении его в отставку. Трушакин А.Г. не отрицал, что в указанный период он находился на рабочем месте, исполнял свои обязанности и в том числе получал поступающую в администрацию Гусельниковского сельсовета корреспонденцию. При этом он не опроверг того, что указанная выше корреспонденция, адресованная ему и поступившая по месту его работы, была ему вручена, что следует из журнала регистрации этой корреспонденции.
Указав, что Трушакин А.Г. был лишен возможности представить свои возражения и объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления его в отставку, суд первой инстанции вышеозначенные обстоятельства не учел, тогда как изложенное свидетельствует о том, что Трушакин А.Г. заранее был уведомлен об обращении депутатов и о сути их претензий, поэтому мог представить свои возражения в письменном виде до начала сессии или на саму сессию, либо принять в ней личное участие и дать свои устные пояснения. Кроме того, положения части 14 статьи 74.1 Закона предоставляют право главе муниципального образования, не согласного с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, в письменном виде изложить свое особое мнение, которое подлежит обязательному опубликованию, однако и такое особое мнение Трушакин А.Г. не изложил. В настоящее гражданское дело такое особое мнение или письменные возражения относительно обстоятельств, выдвинутых в качестве основания для удаления его в отставку, Трушакин А.Г. также не представил.
Процедура рассмотрения обращения депутатов и принятия представительным органом решения об удалении главы муниципального образования в отставку, предусмотренная соответствующими положениями статьи 74.1 Закона, была соблюдена, срок рассмотрения обращения не был нарушен, при этом листом голосования депутатов по данному вопросу повестки заседания 31 внеочередной сессии Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Новосибирской области (л.д. 44) подтверждается, что все 9 депутатов, принимавших участие в сессии, проголосовали за удаление Трушакина А.Г. в отставку.
Вывод суда первой инстанции о том, что на данном заседании не обсуждались нарушения, которые были положены в основу обращения депутатов, и не давалась оценка тому, имел ли глава МО объективную возможность не допускать данные нарушения, основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют представленным доказательствам. Вышеозначенный Федеральный закон N 131-ФЗ не содержит предписаний, касающихся порядка самого рассмотрения обращения депутатов на заседании сессии. В данном случае все 10 депутатов представительного органа единогласно выдвинули инициативу удаления главы МО в отставку, подписав обращение и указав факты, свидетельствующие о невыполнении главой МО в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения. Из протокола заседания 31 внеочередной сессии (четвертого созыва) Совета депутатов Гусельниковского сельсовета усматривается, что председатель Совета депутатов полностью огласила текст обращения депутатов, а также сообщила о порядке извещения Трушакина А.Г. Поскольку Трушакин А.Г. на заседание не явился и письменных возражений, свидетельствующих о невозможности его по объективным причинам не допустить перечисленные нарушения, не представил, а указанные в обращении факты подтверждены соответствующими доказательствами, представленными в дело (л.д. 157- 171, 224-227), то вышеозначенные выводы суда первой инстанции не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с ч.ч. 8 и 9 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается в данном случае принятым, поскольку процедура его принятия соблюдена, за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и по форме и содержанию оно соответствует положениям означенного закона. При этом основания удаления главы МО в отставку, указанные в обращении депутатов и в оспариваемом истцом решении, совпадают и предусмотрены пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Закона.
Признавая данное решение N203 от 09.07.2013 года не соответствующим закону и не принятым, суд первой инстанции сослался также на то, что в нем имеется ссылка на Федеральный закон от 06.10.2013 года N 131-ФЗ, а в публикации о данном решении дата закона указана как 06.10.2003 года. Однако анализ всей совокупности представленных в дело доказательств свидетельствует, что дата закона в решении была указана с опиской и это само по себе не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку был применен именно тот закон, который подлежал применению - Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Поскольку решение принято компетентным органом и в пределах его полномочий, процедура и сроки его принятия были соблюдены; факты, положенные в основу обращения депутатов и свидетельствующие о неисполнении главой МО в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, не опровергнуты; решение опубликовано в установленном порядке, то оснований для признания его незаконным и его отмене, а также о восстановлении Трушакина А.Г. в должности главы Муниципального образования - Гусельниковский сельсовет Искитимского района Новосибирской области - не имелось.
На основании изложенного и исходя из доводов апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необходимым постановленное судом первой инстанции решение отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований Трушакина А.Г. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2013 года отменить, удовлетворив апелляционную жалобу Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления Трушакина А.Г. о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 09.07.2013 года N 203 "Об удалении в отставку Главы Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области", а также о восстановлении Трушакина А.Г. в должности главы Гусельниковского сельсовета отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.