Судья Орловского областного суда Майорова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда протест прокурора Болховского района Орловской области на решение судьи Болховского районного суда Орловской области от 22 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении " ... ",
УСТАНОВИЛА:
постановлением N " ... " начальника отдела Болховского РОСП " ... " от 25 сентября 2013 года " ... " М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... ".
Решением судьи Болховского районного суда Орловской области данное постановление оставлено без изменения, протест прокурора Болховского района об отмене постановления - без удовлетворения.
В протесте, поданном в Орловский областной суд, прокурор Болховского района просит об отмене решения судьи районного суда.
Приводит довод о том, что судья пришел к ошибочному выводу об отсутствии существенных процессуальных нарушений при вынесении начальником отдела Болховского РОСП постановления о привлечении " ... " М.А. к административной ответственности.
Считает необоснованной ссылку в решении на то, что административное правонарушение, совершенное " ... " М.А., выразилось в несообщении судебному приставу-исполнителю о новом месте работы, поскольку в протоколе об административном правонарушении не указано, какие именно законные требования судебного пристава-исполнителя не выполнены должником по исполнительному производству.
Полагает, что судьей районного суда не дано должной оценки тому, что в постановлении начальника отдела Болховского РОСП отсутствуют сведения об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность " ... " М.А., не проведена оценка собранных по делу доказательств, принятое решение о привлечении к административной ответственности не мотивировано.
Кроме того, резолютивная часть решения судьи содержит незаконное указание о том, что оно вступает в законную силу немедленно и подлежит обжалованию только в порядке надзора.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив протест прокурора, заслушав объяснения старшего помощника прокурора Болховского района " ... " поддержавшей доводы протеста, представителя начальника отдела Болховского РОСП и УФССП России по Орловской области по доверенностям " ... ", возражавшего против удовлетворения протеста прокурора, прихожу к выводу об отмене решения судьи и постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, " ... " М.А., являясь должником по исполнительному производству, будучи предупрежден о необходимости сообщения судебному приставу-исполнителю о новом месте работы, устроившись " ... " на работу в " ... ", не известил об этом судебного пристава-исполнителя.
По данному факту судебным приставом-исполнителем Болховского РОСП " ... " был составлен протокол об административном правонарушении в отношении " ... " М.А. по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании ч. 2 указанной статьи, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ, вправе: руководители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместитель; руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Таким образом, из системного анализа указанных выше норм следует, что протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ вправе составлять должностные лица, указанные в ст. 23.68 КоАП РФ.
Данный вывод согласуется с Методическими разъяснениями по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденными ФССП России 04.06.2012 N 07-12, в пункте 4.13.1 которых содержится разъяснение о том, что при выявлении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ, протоколы об указанном правонарушении составляются должностными лицами ФССП России - органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.68 КоАП РФ).
Как видно из Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом ФССП России от 1 августа 2012 года N 334, судебный пристав-исполнитель наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Однако, в силу п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ право на составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю не представлено.
Судебные приставы-исполнители уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных только частями 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Исходя из вышеизложенного, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении " ... " М.А. составлен неправомочным должностным лицом, следовательно, " ... " М.А. привлечен к административной ответственности с нарушением установленном законом порядка.
Данное обстоятельство оставлено начальником Болховского РОСП и судьей районного суда без внимания и должной оценки.
Поэтому решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении " ... " М.А. подлежат отмене.
Поскольку дело об административном правонарушении в отношении " ... " М.А. возбуждено должностным лицом, неуполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, а двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности для данной категории дел истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов протеста, поданного прокурором Болховского района.
Руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Болховского районного суда Орловской области от 22 октября 2013 года и постановление начальника отдела Болховского РОСП N " ... " от 25 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении " ... " отменить, прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Л.В. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.