Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.
судей Стрюкова Д.А., Завальной Т.Ю.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шемчука В. В. к ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" о взыскании среднего заработка за период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за 2013 г., компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 сентября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в пользу Шемчука В.В. сумму среднего заработка за период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере 2 901 рубль 99 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения истца Шемчук В.В., представителя ответчика Гладковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шемчук В.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что работает в должности ... , которое находится на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю". Его должность - " ... " в штате 2/245 - управление флота (Тихоокеанского) поименована "гражданский персонал". 27 марта 2013 года командир войсковой части ... издал приказ N (приложение N 1) о предоставлении истцу ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска 14 суток, как ветерану подразделений особого риска, который был направлен в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю. В Управлении финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю истцу выдана справка - расчет отпуска (приложение N 2), при этом в расчет среднего заработка не включены суммы премий и выплат, взысканных в 2012 г. по суду. В дальнейшем, военный комиссариат указанную в справке-расчете сумму отпускных направил на пенсионный счет истца в Сбербанк. Руководитель ФКУ УФО МО РФ по Приморскому краю постоянно, с 2010 г., отказывает и не включает в расчет среднего заработка суммы премий и частично взысканий заработной платы по суду. Полагает, что в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка не включены: сумма материальной помощи в размере 2 должностных окладов (5 735,44 руб.) предусмотренной приказом МО РФ N 90-2001 г. "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ", как заработная плата, п. 2в, и доплаты по суду 35234,88 руб., выплачены в январе 2013 г., сумма премии 50 000 руб., выплачена в мае 2012 г., сумма ЕДВ 8 657,28 руб., взыскана по суду и выплачена в июне 2012 г., сумма 13 314,18 руб., взыскана по суду Ленинского районного суда г. Владивостока и выплачена в октябре 2012 г., сумма премии 46 000 руб., выплачена в ноябре 2012 г., сумма премии 56 500 руб., выплачена в декабре 2012 г ... Просит взыскать в свою пользу с ответчика невыплаченный средний заработок в сумме 12 828 руб. 48 коп., моральный вред в сумме 200 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своих требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласился, им подана апелляционная жалоба, просит решение отменить.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную граждански службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 2 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам отнесены в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (п.п. "н", "о" п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шемчук В.В. работает ... , которая находится на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю". Должность главного инженера технического отдела Службы минно-торпедного вооружения Тихоокеанского флота в штате N 2/245 (управление флота (Тихоокеанского)) поименована "гражданский персонал" (л.д.10-11).
27 марта 2013 года командир войсковой части ... (Командующий Тихоокеанским флотом) издал приказ N (л.д. 14) о предоставлении истцу ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска 14 суток, как ветерану подразделений особого риска.
В целях начисления выплат и получения денежных средств, за указанный отпуск, приказ командира войсковой части ... от 27. 03. 2013 г. N направлен в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю.
В Управлении финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю истцу, на основании указанного приказа и письменного заявления, во исполнение Постановления Правительства РФ N 136-2007 г., выдали справку - расчет отпуска (л.д.27), не включив в расчет среднего заработка сумм премий и выплат взысканных в 2012 г. по суду, направили в военный комиссариат для получении сумм отпускных выплат через военный комиссариат. В дальнейшем, военный комиссариат указанную в справке-расчете сумму отпускных направил на пенсионный счет истца в Сбербанк.
Удовлетворяя требования частично и взыскивая в пользу истца сумму в размере 2901,99 рублей, суд правильно исходил из того, что ответчиком необоснованно при определении среднего заработка не были включены суммы заработной платы, взысканные по решениям суда. При этом суд обоснованно не включил в состав среднего заработка сумму материальной помощи в размере 5735,44 рубля, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" для расчета среднего заработка не учитываются суммы материальной помощи.
Поскольку действиями ответчика, выразившимися в неисполнении своих обязанностей, истцу причинен моральный вред, исходя из принципа разумности и справедливости, суммы заявленных требований, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу Шемчук В.В. компенсацию морального вреда частично в сумме 2 000 руб.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что суммы премий: 50 000 руб., 42 500 руб., 46 000 руб., 56 500 руб., выплаченных соответственно в мае, сентябре, ноябре и декабре 2012 г., не подлежат включению в состав среднего заработка.
Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 01 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания Приказа Министра обороны Российской Федерации N1010 от 26 июля 2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации" усматривается, что он был издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и им был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок). Пункт 2 приказа предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п.7 Порядка, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Согласно п. 2 Порядка расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств.
Согласно п. 12 Порядка суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.
Приказом Министра Обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 установлено, что источником финансирования премии, является экономия бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом, истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Поскольку выплаченные истцу премии, представляют собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируются за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала, то судом сделан обоснованный выводом о том, что данная дополнительная премия, выплачиваемая по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный, гарантированный характер, не определена трудовым договором работника, и не входит в систему оплаты труда.
С учетом указанного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в расчет среднего заработка при начислении отпускных сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 1010.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иному толкованию норм материального права, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.