Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Сироты Д.А.,
Солина А.В.,
при секретаре Перовой А.А.,
с участием заявителя Буренка Э.В., представителя руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" Некуш К.Б. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" Некуш К.Б. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 19 июня 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего 5 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Буренка Э.В. об оспаривании действий руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", связанных с невыплатой заявителю денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний.
Заслушав доклад судьи Солина А.В., объяснения представителя руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" Некуш К.Б. в поддержку апелляционной жалобы и заявителя Буренка Э.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буренок обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области") об отказе в реализации приказов начальника 5 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 63, от 16 апреля 2013 года N 95, от 6 мая 2013 года N 110 и от 15 мая 2013 года N 118 о выплате денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний, обязать указанное должностное лицо выплатить ему денежное вознаграждение в соответствии с названными приказами и возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решением Самарского гарнизонного военного суда от 19 июня 2013 года требования Буренка удовлетворены. Суд признал незаконными действия руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области", связанные с отказом в выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний, и обязал это же должностное лицо обеспечить выплату заявителю указанного вознаграждения согласно приказам начальника 5 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 63, от 16 апреля 2013 года N 95, от 6 мая 2013 года N 110 и от 15 мая 2013 года N 118. При этом суд взыскал с ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области" в пользу Буренка понесённые им по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе представитель руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области" Некуш К.Б., считая состоявшееся судебное постановление незаконным, просит его отменить.
В обоснование жалобы её автор указывает, что основанием для прекращения выплаты оспариваемого денежного вознаграждения является поступившее в 2012 году письмо Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 22 мая 2012 года N 180/4/2814, согласно которому главнокомандующему Военно-воздушными силами направлено письмо о необходимости подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в приказ от 31 августа 2010 года N 1141/742, обусловленных значительным увеличением размера денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний из-за повышения оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода, который с 1 января 2012 года увеличился в 5,63 раза и стал составлять 20000 рублей. В связи с этим представитель должностного лица делает вывод о том, что сохранение существующего порядка определения денежного вознаграждения приведёт к его выплате в неразумно больших размерах и потребует выделения на данные цели из федерального бюджета значительных бюджетных ассигнований.
К тому же, по мнению Некуш, выплата денежного вознаграждения осуществляется финансовым органом, в который военнослужащие зачислены на финансовое обеспечение для выплаты денежного довольствия, и к которому учреждение, чьи интересы она представляет, не относится.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Буренок, опровергая доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-Ф3 (ред. от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ) "О статусе военнослужащих" федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учётом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N 1844-рс разработано "Положение о выплате денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах" (далее - Положение), утверждённое приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 1141/742.
Положение определяет размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за проведение, кроме прочих, лётных испытаний систем авиационной техники военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, работникам предприятий промышленности, имеющих подразделения экспериментальной авиации (далее именуются специалисты), участвующим в проведении лётных испытаний, контрольных, периодических, предъявительских, приёмосдаточных (далее именуются - испытания) (пункт 2).
Согласно Положению на заводах-изготовителях авиационной техники приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) издаются начальником военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4).
Денежное вознаграждение специалистам выплачивается за полёты с положительным заключением (пункт 5).
Основанием для выплаты является приказ на выплату денежного вознаграждения, который издаётся должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях) (пункты 6,7).
Выплата денежного вознаграждения в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации производится за счёт бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации (пункт 10).
Размер денежного вознаграждения руководителя испытательной бригады (специалиста, не участвующего в полётах) за выполнение (обеспечение) испытательного полёта на серийном воздушном судне (самолёт, вертолёт) по различным категориям сложности установлен в процентах от оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода (пункт 11).
Принимая во внимание, что названное денежное вознаграждение не указано в Федеральном законе от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеет не постоянный, а поощрительный характер, касается не только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, но и других специалистов, суд апелляционной инстанции полагает, что данная денежная выплата является отдельной выплатой, которая не входит в состав денежного довольствия военнослужащих на постоянной основе в виде ежемесячной или иной дополнительной выплаты.
Как следует из материалов дела, Буренок с декабря 2012 года по апрель 2013 года являлся руководителем испытательной бригады при проведении испытательных полётов по программе приёмо-сдаточных и периодических испытаний на самолётах ТУ-154М, Ан-140-100, в связи с чем начальником 5 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, где заявитель проходил военную службу, были изданы приказы о выплате Буренку денежного вознаграждения:
- по приказу от 11 марта 2013 года N 63 за проведение 2 полётов 1 категории сложности и 2 полётов 2 категории сложности в размере рублей;
- по приказу от 16 апреля 2013 года N 95 за проведение 2 полётов 1 категории сложности в размере 28000 рублей, а также 1 полёта 1 категории сложности и 3 полётов 2 категории сложности в размере рублей;
- по приказу от 6 мая 2013 года N 110 за проведение 1 полёта 1 категории сложности и 2 полётов 2 категории сложности в размере рублей;
- по приказу от 15 мая 2013 года N 118 за проведение 1 полёта 1 категории сложности, 2 полётов 2 категории сложности, 1 полёта 3 категории сложности в размере рублей, а также 1 полёта 1 категории сложности в размере рублей.
Указанные суммы сторонами не оспариваются.
Поскольку приказы о выплате денежного вознаграждения военнослужащим за проведение лётных испытаний изданы уполномоченным лицом - начальником военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, а обязанность по выплате указанного вознаграждения, не входящего в состав денежного довольствия военнослужащих, возложена на территориальные финансовые органы, в данном случае на ФКУ "УФО МО РФ по Самарской области", суд первой инстанции обоснованно посчитал, что действия руководителя этого финансового органа, связанные с отказом в выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний, являются незаконными, а заявление Буренка - обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность судебного постановления, поскольку не основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 19 июня 2013 года по заявлению Буренка Э.В. об оспаривании действий руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", связанных с невыплатой заявителю денежного вознаграждения за проведение лётных испытаний, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" Некуш К.Б. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного военного суда А.В. Солин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.