Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.,
судей Солина А.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Масловой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Марченко А.В. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 8 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Марченко А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и действий начальника этого института, связанных с его утверждением.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марченко А.В., проходивший военную службу в воинской должности старшего помощника начальника учебного отдела (методиста) - старшего преподавателя федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ПВИ ВВ МВД России), обратился 31 января 2013 года к начальнику этого института с рапортом, в котором просил о принятии его составом семьи 6 человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он обеспечен жилым помещением менее учетной нормы, установленной в городе Перми.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 6 февраля 2013 года N 97 л/с Марченко А.В. освобожден от занимаемой воинской должности и уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Решением жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России от 26 февраля 2013 года, утвержденным начальником этого института 27 февраля того же года (протокол N 3), в удовлетворении названного рапорта Марченко А.В. было отказано по пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ в связи с тем, что предоставленные им документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с приказом начальника того же института от 19 апреля 2013 года N 71 л/с Марченко А.В. исключен из списков личного состава военного института с 22 апреля того же года.
Посчитав свои права нарушенными таким решением жилищной комиссии ПВИ ВВ МВД России, Марченко А.В. обратился в Пермский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать его незаконным и недействующим со дня оформления и обязать названную жилищную комиссию принять новое решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением суда первой инстанции от 8 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований Марченко А.В. отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным постановлением, Марченко А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного истолкования закона, а также вынести по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что кроме него в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 71,8 квадратных метров, зарегистрированы и постоянно в ней проживают в качестве членов семьи три его дочери: Пекарская К.А. (до замужества Марченко К.А.), Марченко П.А. и Марченко Е.А., а также два внука: Пекарский А.В. - ДД.ММ.ГГГГ рождения и Марченко С.Е. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с чем на каждого проживающего приходится по 11,96 квадратных метров, то есть менее учетной нормы, установленной постановлением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года N 103 в размере 12 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения. При этом он и члены его семьи, кроме внука Марченко С.Е., являются собственниками данного жилого помещения.
Со ссылкой на часть 4 статьи 52 ЖК РФ заявитель утверждает, что до увольнения с военной службы он 31 января 2013 года установленным порядком обратился к начальнику ПВИ ВВ МВД России с рапортом, в котором просил принять его составом семьи 6 человек - его самого, трех дочерей и двух внуков на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и приложил к нему все необходимые документы, подтверждающие его право состоять на данном учете, которые были приняты жилищной комиссией без каких-либо замечаний. Далее в жалобе он отмечает, что согласно части 1 статьи 31 названного Кодекса проживающие вместе с ним в одной квартире дочери и внуки являются членами его семьи, поскольку они живут одной семьей, ведут общее хозяйство, какого-либо другого жилья ни у кого из них нет, о чем свидетельствует вступившее в законную силу решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 3 апреля 2013 года.
В заключение жалобы Марченко А.В. указывает, что вывод суда первой инстанции о правильности решения жилищной комиссии, обоснованный тем, что обращение в районный суд и признание внуков членами его семьи согласно статье 53 ЖК РФ следует расценить как намеренное ухудшение им своих жилищных условий, является неверным. По мнению заявителя, изменение состава семьи военнослужащего не указано в пункте 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), в качестве действий по намеренному ухудшению им своих жилищных условий.
Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 1994 году Марченко А.В. на семью из пяти человек, включая его супругу Марченко Т.Г. и трех дочерей: Марченко К.А., Марченко П.А. и Марченко Е.А., была выделена ПВИ ВВ МВД России в городе Перми четырехкомнатная квартира общей площадью 69 квадратных метров, которую он с разрешения командования в мае того же года обменял на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 71,8 квадратных метров, где все они проживали и были зарегистрированы (л.д. 56). У Пекарской К.А. (Марченко К.А.) ДД.ММ.ГГГГ в браке, который в дальнейшем был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, родился сын Пекарский А.В. (внук заявителя Марченко А.В.), который стал постоянно проживать и 24 июля 2007 года был зарегистрирован по вышеуказанному адресу.
В декабре 2009 года названная квартира была приобретена в собственность Марченко А.В., его супругой Марченко Т.Г., дочерьми Пекарской А.В., Марченко П.А., Марченко Е.А. и внуком Пекарским А.В. в равных долях - по 1/6 доли, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 32-37).
В соответствии с требованиями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В порядке реализации приведенных выше конституционных положений в пунктах 1 и 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений (улучшение жилых условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу пунктов 3 и 5 названных выше Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прикладываются соответствующие документы, в том числе копии паспортов, удостоверяющих личность всех членов семьи военнослужащего (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и приложенных к нему соответствующих документов.
В силу пунктов 19 и 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 75, для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, к которому прилагаются документы, относящиеся к решению данного вопроса. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утвержденных командирами воинских частей.
Из содержания копии выписки из протокола N 8 заседания жилищной комиссии ПВИ ВВ МВД России от 22 июля 2011 года следует, что рапорт Марченко А.В. о постановке его составом семьи 6 человек - его самого, супруги Марченко Т.Г., дочерей Пекарской К.А., Марченко П.А., Марченко Е.А. и внука Пекарского А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий был удовлетворен, и он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 6 июля 2011 года (л.д. 7). В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Марченко Т.Г. - супруги заявителя, решением той же жилищной комиссии от 29 февраля 2012 года (протокол N 2) он исключен из указанных списков на основании пункта 2 части 1 статьи 56 и части 7 статьи 57 ЖК РФ (л.д. 8).
Согласно копии свидетельства о рождении у гражданки Марченко П.А. 9 октября 2012 года родился сын Марченко С.Е. (внук заявителя Марченко А.В), который также стал постоянно проживать и с 16 октября 2012 года был зарегистрирован по адресу: "адрес".
Как видно из материалов дела, Марченко А.В. обратился с рапортом от 31 января 2013 года к начальнику ПВИ ВВ МВД России с просьбой о принятии его составом семьи 6 человек - его самого, дочерей Пекарской К.А., Марченко П.А., Марченко Е.А. и внуков Пекарского А.В. и Марченко С.Е. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. К рапорту он приложил документы, касающиеся данного жилищного вопроса, в том числе копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, паспортов своих дочерей, свидетельств о рождении его внуков, а также справку о том, что все они зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
Согласно выписке из протокола N 3 заседания жилищной комиссии ПВИ ВВ МВД России от 26 февраля 2013 года, утвержденного начальником этого института 27 февраля того же года (л.д. 11-12), в удовлетворении рапорта Марченко А.В. отказано со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право заявителя и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Из протокола судебного заседания следует, что заявитель Марченко А.В. в ходе рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции пояснял, что он проживает вместе со своими тремя дочерьми и двумя внуками в одной квартире единой семьей, они ведут общее хозяйство и внуки Пекарский А.В. и Марченко С.Е. являются членами его семьи (л.д. 73). Об этом же свидетельствует решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 3 апреля 2013 года о признании Пекарского А.В. и Марченко С.Е. членами семьи Марченко А.В., вступившее в законную силу 17 июля того же года (л.д. 13-18).
Как следует из содержания оспариваемого протокола N 3 заседания жилищной комиссии ПВИ ВВ МВД России от 26 февраля 2013 года, отказывая в удовлетворении рапорта Марченко А.В., жилищная комиссия сослалось на отсутствие судебного постановления, подтверждающего вселение заявителем несовершеннолетних Пекарского А.В. и Марченко С.Е. в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в качестве членов своей семьи, по существу возложив тем самым на Марченко А.В. обязанность установления соответствующего факта в судебном порядке.
Несмотря на то, что в отношении Пекарского А.В., являющегося собственником части жилого помещения по адресу: "адрес", в котором проживает заявитель, и Марченко С.Е., вселенного после рождения в это же жилое помещение своей матерью Марченко П.А. как собственником части жилого помещения, в силу положений статьи 31 ЖК РФ не требовалось дополнительного подтверждения в судебном порядке их статуса по отношению к заявителю, после выполнения Марченко А.В. предписаний жилищной комиссии вопрос о его принятии с членами семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий рассмотрен не был.
В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии ПВИ ВВ МВД России было принято по существу без учета обстоятельств, имеющих место на момент рассмотрения рапорта Марченко А.В. и влияющих на его разрешение.
Поскольку вынесенное Орджоникидзевским районным судом города Перми решение от 3 апреля 2013 года по искам дочерей заявителя Пекарской К.А. и Марченко П.А. к ПВИ ВВ МВД России и Марченко А.В. о признании детей истцов - Пекарского А.В. и Марченко С.Е. членами семьи Марченко А.В., было ошибочно расценено Пермским гарнизонным военным судом как совершение заявителем неправомерных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, влекущих для него наступление неблагоприятных последствий, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ, судебная коллегия находит обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, и, поскольку все юридически значимые обстоятельства дела установлены, полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
Ввиду принятия решения об удовлетворении требований заявителя, судебная коллегия в соответствии со статьей 98 ГПК РФ полагает необходимым изменить распределение судебных расходов по делу и взыскать с ПВИ ВВ МВД России в пользу заявителя Марченко А.В. понесенные им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд, в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 8 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Марченко А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и действий начальника этого института, связанных с его утверждением, в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление бывшего военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Марченко А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и действий начальника этого института, связанных с его утверждением, удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России от 26 февраля 2013 года, утвержденное начальником этого института 27 февраля 2013 года (протокол N 3), в части, касающейся Марченко А.В., незаконным и недействующим с момента оформления.
Обязать жилищную комиссию Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России с учетом выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в данном судебном постановлении, в установленном законом порядке повторно рассмотреть рапорт Марченко А.В. о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" в пользу Марченко А.В. 200 (двести) рублей в возмещение ему понесенных по делу судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд.
Судья Приволжского
окружного военного суда Д.А. Сирота
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.