Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Рожковой Л.Н.
судей- Платоновой И.В., Красавцевой В.И.
при секретаре- Горбатенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Зайцева И.О. на решение Железнодорожного районного г.Рязани от 05 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования
Зайцева И.О. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью удовлетворить частично.
Взыскивать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу
Зайцева И.О. с 1 июля 2013 года возмещение вреда здоровью, ежемесячно, в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке бессрочно.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу
Зайцева И.О. задолженность по ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью за период с 01.07.2000 по 30.06.2013 с учетом индексации в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области назначить
Зайцеву И.О. с 1 июля 2013 года возмещение вреда здоровью ежемесячно в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп., начислить в пользу
Зайцева И.О. задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 по 30.06..2013 в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп. и включить указанные суммы в реестры получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу
Зайцева И.О. судебные расходы в сумме
"
...
" рублей.
В остальной части иска отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцев И.О. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью.
Требования мотивирует тем, что он является инвалидом 2 группы с 90% утратой трудоспособности в связи с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС. По состоянию на 01.07.2000 года ему выплачивалась ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из 60% утраты трудоспособности в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп. Полагает, что с 01.07.2000 года данная сумма индексировалась ответчиком с нарушением законодательства РФ, в связи с чем просит произвести индексацию ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью на индексы роста МРОТ с 01.07.2000 г. в 1,581, с 01.01.2001 г. в 1,515,на индексы роста прожиточного минимума в Рязанской области с 01.01.2002 г. в 1,54, с 01.01.2003 г. в 1,218, с 01.01.2004 г. в 1,206 и на индексы инфляции: за 2005 года - 1,11, за 2006 год - 1,09, за 2007 года - 1,08, за 2008 года - 1,105, за 2009 год - 1,13, за 2010 года 1,1, за 2011 год - 1,065, за 2012 год - 1,06, за 2013 год - 1,055.
Просит взыскивать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в его пользу ежемесячно возмещение вреда здоровью в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп., а также взыскать задолженность по данной выплате за период с 01.07.2000 года по 30.04.2013 года в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп., а также судебные расходы в сумме
"
...
" рублей.
Суд, рассмотрев заявленный иск, вынес указанное решение.
С данным решением не согласился истец, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права.
Проверив решение суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения.
Судом установлено, что истец находился на работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 28.06.1987 по 02.09.1987, т.е. более одного календарного месяца.
С 12.10.1995 истец являлся инвалидом 3 группы со степенью утраты трудоспособности 60%, инвалидность связана с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 20.10.2005 года ему установлена 2-я группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности (90%), с 2010 года - 2-я группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности 90% установлены истцу бессрочно.
По состоянию на июль 2000 года Зайцеву И.О. выплачивалась ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме
"
...
" рублей
"
...
" коп. Размер данной компенсации рассчитан из условного заработка истца, за период нахождения на работах по ликвидации аварии на ЧАЭС с 28.06.1987 по 02.09.1987 с учетом размера утраты трудоспособности - 60%..
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Частично удовлетворяя требования истца суд пришел к выводу о том, что первоначальный расчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью из условного заработка истца произведен органами соцзащиты с нарушением закона, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию единовременно сумма образовавшейся задолженности, а также подлежит перерасчету сумма, которую следует выплачивать истцу ежемесячно.
Судебная коллегия находит данный вывод правильным.
В соответствии с частью 1 ст.3 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции ФЗ РФ от 02.02.2006 года N 20-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно ч.3 ст.5 указанного выше Закона размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в части 3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой размеры выплат, предусмотренных ч.1 и ч.2 данной статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действовавшим до 15 февраля 2001 г. п.25 ст.14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ), размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда определялся в порядке, установленном п.1 ст.12 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленного в соответствии со степенью утраты трудоспособности.
При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения (п.4 Разъяснения N 6 от 2 июня 2000 года "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 02.06.2000 г. N 43).
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещения вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
С 6 января 2000 года названные выше правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причинного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, начиная с 6 января 2000 г. подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
В пункте 3 ст.12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествующих наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
До 15 февраля 2001 г. средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если до наступления страхового случая (увечья) стаж работы составлял менее двенадцать месяцев - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (пункт 3 статья 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125 -ФЗ, части 1 и 2 статьи 15 Правил). После этой даты для инвалидов-чернобыльцев установлена твердая сумма.
В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. N 35 (в ред. от 11.05.2007 г.), работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца. Указанное положение базового Закона в его историческом толковании и нормативном единстве с частями первой и второй стать 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.
Принимая во внимание, Пленум указал, что при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
Из анализа указанных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что сумма в возмещение вреда здоровью должна была быть назначена истцу по его выбору исходя из 12 месяцев, предшествующих увечью, либо из 12 месяцев, предшествующих установлению инвалидности, что составляет по состоянию на 1 июля 2000 года
"
...
" рублей
"
...
" коп.
При определении порядка индексации данной суммы суд обоснованно руководствовался частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции от 24.11.1995 года), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 года до 29 ноября 2002 года), согласно которым допускалась возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Такая индексация должна быть произведена за период с 01.07.2000 года до 01.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС"" от 12.02.2001 года N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьей 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью. Поэтому суды вправе были самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год, при этом используя сведения о величине прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации.
Федеральным Законом РФ от 26.04.2004 года N 31-ФЗ изменена редакция ч.3 ст.5 базового Закона "О социальной защите граждан ... " и ч.3 ст.2 ФЗ РФ от 12.01.2001 года N 5-ФЗ размеры выплат гражданам, установленные данными нормами с 19.06.2002 года индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке определенном Правительством РФ.
Исходя из изложенного, к сумме возмещения вреда, должны применяться коэффициенты роста величины прожиточного минимума: с 01.01.2002 года 1,54, с 01.01.2003 года - 1,218, с 01.01.2004 года - 1,206, поскольку данные индексы выше индексов, рассчитанных исходя из уровня инфляции на указанные периоды (индексы инфляции с 19.06.2002 года - 1,12, с 01.01.2003 года - 1,12, с 01.01.2004 года - 1,1).
С 01.01.2005 года сумма в возмещение вреда здоровью, в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан ... " индексируются в соответствии с Федеральным законом РФ от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, постановлениями Правительства РФ, которыми установлены индексы инфляции на 2005 год - 1,11, на 2006 год - 1,09, на 2007 год - 1,08, на 2008 год - 1,105, на 2009 год - 1,13, на 2010 года - 1,1, на 2011 год - 1,065, на 2012 год - 1,06, на 2013 год - 1,055.
Определяя размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на 01.07.2013 года суд обоснованно определил данную сумму для взыскания в пользу истца в размере
"
...
" руб., исходя из твердой денежной суммы, установленной законом для инвалидов 2 группы, учитывая при этом наиболее благоприятный для истца способ ее определения, так как с 15.02.2001 согласно п.25 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-й "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ), инвалидам 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием - выплата ежемесячной денежной компенсации в сумме
"
...
" рублей. Указанная норма действует в настоящее время. При этом установленные законом твердые денежные суммы также подлежат индексации в соответствии с перечисленными выше законами. Соответственно на момент получения истцом 2 группы инвалидности (октябрь 2005 года) ежемесячное возмещение вреда для инвалидов второй группы составляло
"
...
" рублей
"
...
" коп. (
"
...
" х 1,54 х 1,218 х 1,206 =
"
...
" рублей
"
...
"коп.). На 1 июля 2013 года возмещение вреда здоровью, рассчитанное из твердой денежной суммы составляет
"
...
" рублей
"
...
" коп., что значительно выше размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда, рассчитанного истцу из заработка за 12 месяцев перед установлением инвалидности, которая равняется
"
...
" руб.
"
...
" коп.
С учетом вышеизложенного судом установлено, что у ответчика перед истцом имеется задолженность по платежам, выплаченным в счет возмещения вреда здоровью, в связи с чем суд правильно взыскал данную сумму с учетом индексации в размере
"
...
" рублей
"
...
" коп. в пользу Зайцева И.О.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что решение районного суда является законным и обоснованным, так как судом правильно определены обстоятельства по делу, выводы суда достаточно аргументированы, основаны на подробном анализе норм материального права и являются верными, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суд г.Рязани от 05 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Зайцева И.О. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.