Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрев жалобу председателя правления товарищества
собственников жилья (далее - ТСЖ) " "данные изъяты"" Чеглаковой Н.В.
(далее - Чеглакова Н.В.) на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 сентября 2013 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору N 71/3 от
05 августа 2013 года о привлечении Чеглаковой Н.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора г. Саратова по пожарному надзору N 71/3 от 05.08.2013 года Чеглакова Н.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, на нее наложен административный штраф в размере 15000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 18.09.2013 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Чеглаковой Н.В. - без удовлетворения.
Чеглакова Н.В., будучи не согласной с решением суда, обратилась в областной суд с жалобой на указанное решение судьи и постановление должностного лица, просит их отменить и производство по делу прекратить. Считает, что не является должностным лицом в понимании ст. 2.4 КоАП РФ. Полагает, что действующим законодательством на председателя ТСЖ не возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Указывает на то, что в данном случае к ответственности должны были привлечь собственников помещений. В силу своего материального положения она не может оплатить штраф в размере 15000 рублей. Также указывает на то, что она поднимала на заседании правления вопрос о пожарной безопасности, т.е. добросовестно относилась к исполнению своих должностных обязанностей. Кроме того, Чеглакова Н.В. просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование решения суда, так как получила его 30.09.2013 года.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию (вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу) по отношению к той, которая вынесла постановление (ст. 30.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Учитывая то, что копия решения была получена Чеглаковой Н.В. 30.09.2013 года, а жалоба поступила в суд 03.10.2013 года, установленный
ст. 30.3 КоАП РФ срок ей не пропущен.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390
утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил).
В силу подп "к" п. 23 Правил на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 315 утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (далее - НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (п. 1 НПБ 110-03).
В силу пп. 4 и 14 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Основанием для привлечения Чеглаковой Н.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ послужили выявленные в результате проверки деятельности юридического лица факты нарушения требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в период времени с 08 июля по 02 августа 2013 года государственным инспектором г. Саратова по пожарному надзору при проведении плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях и территории ТСЖ " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", было установлено, что в нарушение пп. 4, 14 таблица 1 НПБ 110-03 помещения для приема граждан не оборудованы датчиками автоматической пожарной сигнализации; в нарушение п. 23 Правил на лестничных клетках и поэтажных коридорах подъездов 1-7 допущено устройство кладовых.
По итогам проверки должностным лицом составлен акт проверки
N 634 от 02.08.2013 года и вынесено предписание N 634/1/1 об устранении выявленных нарушений. 05.08.2013 года вынесено постановление о привлечении Чеглаковой Н.В., как председателя правления ТСЖ " "данные изъяты"", к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Кроме того, факт устройства кладовых на лестничных клетках и поэтажных коридорах Чеглаковой Н.В. не оспаривался.
Доводы жалобы о том, что Чеглакова Н.В. не является субъектом данного правонарушения, несостоятельны.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Как видно из имеющегося в материалах дела Устава, ТСЖ " "данные изъяты"" создано в целях; совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме; обеспечения владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п. 2.1 Устава) (л.д. 15).
В силу п. 4.2.1 Устава ТСЖ "Радуга-7" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников помещения в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе о пожарной безопасности.
Таким образом, на ТСЖ "Радуга-7" как Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и Уставом возложена обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности.
Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.
В соответствии с ч. ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.
Согласно ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В силу пп. 16.2 и 16.5 Устава председатель правления ТСЖ " "данные изъяты"" действует без доверенности от имени ТСЖ " "данные изъяты"", а также руководит текущей деятельностью ТСЖ " "данные изъяты"" и имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам ТСЖ " "данные изъяты"", исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В связи с этим, Чеглакова Н.В., будучи председателем правления ТСЖ " "данные изъяты"", является должностным лицом, на которое может быть возложена ответственность на несоблюдение требований пожарной безопасности.
Иные доводы жалобы о том, что вменяемого Чеглаковой Н.В. правонарушения она не совершала, опровергаются вышеприведенными доказательствами, сводятся к неправильной оценке представленных доказательств, не могут являться основанием для отмены решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 26.11. КоАП РФ, устанавливающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Чеглаковой Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Наказание назначено Чеглаковой Н.В. в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 - 4.4 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Оснований для изменения назначенного судом первой инстанции наказания в виде в виде административного штрафа в размере 15000 рублей не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда города Саратова от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, а жалобу председателя правления товарищества
собственников жилья " "данные изъяты"" Чеглаковой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Ю.И. Бартенев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.