Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Мочаловой Н.В.
при секретаре Калабаевой Д.Т.
с участием прокурора Денисенко М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО Аристова А.С. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
Иск Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО об обязывании провести аттестацию рабочих мест оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., прокурора Денисенко М.О. по доводам апелляционного представления, объяснения представителей УФСИН России по ЯНАО Артеменко Ю.Н. и Давлетбаева Р.Х., полагавших обжалуемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО Снайдерман Г.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N8 УФСИН России по ЯНАО (далее по тексту ИК-8) о возложении обязанности по проведению в срок до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест для осужденных.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения ИК-8 законодательства о труде и об охране труда при привлечении осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы к оплачиваемому труду, выявлены нарушения в части аттестации рабочих мест осужденных (ст.212 Трудового кодекса РФ). Так, исправительным учреждением не проведена аттестация следующих рабочих мест осужденных, трудоустроенных на территории жилой зоны исправительного учреждения (строгий режим):
- 2 рабочих места по должности гладильщика (баня, прачечная); 2 рабочих места по должности оператора котельной (обслуживающий персонал жилой зоны); 1 рабочее место по должности портного (мастерская по ремонту одежды и обуви); 2 рабочих места по должности швеи и 2 рабочих места по должности обувщика по ремонту обуви (мастерская по ремонту одежды и обуви);
на территории административной зоны исправительного учреждения (участок колония-поселение):
- 1 рабочее место по должности дневального (пожарное депо административной зоны); 1 рабочее место по должности возчика (пожарное депо административной зоны); 2 рабочих места по должности подсобного рабочего (пожарное депо административной зоны); 1 рабочее место по должности чистильщика канализационных тоннелей и каналов (обслуживающий персонал административной зоны); 2 рабочих места по должности уборщика производственных помещений (обслуживающий персонал административной зоны); 2 рабочих места по должности грузчика (обслуживающий персонал административной зоны); 1 рабочее место по должности курьера (обслуживающий персонал административной зоны); 1 рабочее место по должности кухонного рабочего (столовая колония-поселение); 2 рабочих места по должности слесаря по ремонту автомобилей и 7 рабочих мест по должности возчика (гараж административной зоны).
В рамках рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать ИК-8 в срок до 30 июня 2014 года провести аттестацию 1 рабочего места по должности портного (мастерская, по ремонту одежды и обуви); 1 рабочего места по должности возчика (пожарное дело); 1 рабочего места по должности уборщика производственных помещений (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности грузчика (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности курьера (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности возчика (гараж).
Определением судьи в порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечено Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту УФСИН России по ЯНАО).
Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчика ИК-8 Полянцева А.О. и Абуков А.Н., действующие на основании доверенностей, требования иска не признали, указав о том, что администрацией учреждения принимаются необходимые меры по аттестации бюджетных рабочих мест осужденных в пределах выделенных ассигнований.
В судебном заседании представители третьего лица - УФСИН России по ЯНАО Артеменко Ю.Н., Давлетбаев Р.Х., действующие на основании доверенностей, против иска также возражали, приведя аналогичные доводы.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен исполняющий обязанности Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Аристов А.С. В апелляционном представлении просит решение суда отменить и принять новое. Полагает, что отсутствие денежных средств на проведение аттестации рабочих мест не освобождает ответчика от исполнения обязанностей применительно к положениям действующего законодательства в сфере охраны труда.
В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель ИК-8 Полянцева А.О., представитель УФСИН России по ЯНАО Артеменко Ю.Н., считают решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ по ЯНАО в отношении ИК-8 на предмет соблюдения законодательства о труде и об охране труда при привлечении осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы к оплачиваемому труду, установлено, что администрацией учреждения не проведена аттестация следующих бюджетных рабочих мест для осужденных: 1 рабочего места по должности портного (мастерская, по ремонту одежды и обуви); 1 рабочего места по должности возчика (пожарное дело); 1 рабочего места по должности уборщика производственных помещений (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности грузчика (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности курьера (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности возчика (гараж).
Пункт 9 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателей в рамках исполнения обязанности по обеспечению безопасных условий труда проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Под аттестацией рабочих мест понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ). Установление порядка проведения аттестации ТК РФ относит к компетенции Минздравсоцразвития. Приказ данного ведомства от 26.04.2011 года N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" является обязательным для работодателей - юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Периодичность проведения аттестации для всех работодателей установлена общая - не реже 1 раза в 5 лет. Однако с 26 февраля 2013 года с учетом внесенных в Порядок проведения аттестации изменений не подлежат повторной аттестации рабочие места, на которых по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
Срок проведения повторной аттестации следует отсчитывать от даты завершения проведения предыдущей аттестации, принимая за момент начала проведения очередной аттестации дату издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика ее проведения (п. 8 Порядка проведения аттестации). Аттестация вновь созданных рабочих мест должна быть проведена работодателем не позднее 1 года с момента их создания (п. 4 Порядка проведения аттестации).
Не является обязательной сплошная аттестация аналогичных рабочих мест, то есть мест рабочих одной профессии, должности, характеризующихся:
- выполнением одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использованием однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работой в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использованием однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковым расположением объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковым набором вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени и одинаковой обеспеченностью средствами индивидуальной защиты.
Аттестация таких рабочих мест производится на основании данных, полученных при аттестации 20% аналогичных рабочих мест от их общего числа, но не менее двух (п. 40 Порядка проведения аттестации).
Для проведения аттестации работодателю необходимо заключить соответствующий договор с независимой от него аккредитованной аттестующей организацией, после чего приказом создать аттестационную комиссию (в составе представителей работодателя, аттестующей организации, выборного органа работников или первичной профсоюзной организации и специалиста по охране труда) и утвердить график проведения аттестационных мероприятий.
Непроведение аттестации рабочих мест влечет ответственность предусмотренную законом (ст. 5.27 КоАП РФ).
В силу положений п.1 ч.5 ст.18 Федерального закона от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" при осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны, в том числе обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Между тем, как видно из дела и никем не оспаривалось, исправительным учреждением аттестация приведенных рабочих мест в целях оценки условий труда и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов не проводилась.
В рассматриваемом случае, оценивая сложившиеся правоотношения, исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства аттестации, фактов, объективно-свидетельствующих о наличии у ответчика каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению данных требований, как и оснований для освобождения от исполнения обязанностей, возлагаемых законодателем на субъекты трудовых правоотношений, не усматривается (ст.56 ГПК РФ).
Таким образом, у суда, с учетом юридической природы и характера настоящего спора, оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не имелось.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно, судебная коллегия полагает необходимым отменить обжалуемое решение суда и вынести новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2013 года отменить и вынести новое решение.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 30 июня 2014 года провести аттестацию рабочих мест, занятых осужденными, отбывающими наказание в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу по следующим специальностям: 1 рабочего места по должности портного (мастерская, по ремонту одежды и обуви); 1 рабочего места по должности возчика (пожарное дело); 1 рабочего места по должности уборщика производственных помещений (обслуживающий персонал), 1 рабочего места по должности грузчика (обслуживающий персонал), 1 рабочего места по должности курьера (обслуживающий персонал); 1 рабочего места по должности возчика (гараж).
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зотина
Копия верна: секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.