Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Белоусовой В.Б.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Рожковой Т.В.
При секретаре: Рябчиковой Н.А.
Рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы МКУ "Долговой центр" и администрации г.Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 08 апреля 2013 года по гражданскому делу по иску Аксенова В.В. к МКУ "Долговой центр", администрации Тамбова, ООО "Управляющая жилищная компания" о проведении капитального ремонта квартиры, установке приборов учета, исключении оплаты по строке "удержание и ремонт" и взыскании уплаченной суммы, о включении в договор социального найма перечня обязанностей наймодателя и нанимателя, признании права самостоятельно заключать договоры, признании стороной договора управления, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., апелляционная инстанция,
УСТАНОВИЛА:
Аксенов В.В. обратился в суд с иском, с учетом заявлений об уточнении и дополнении исковых требований от 28.11.2012г., от 04.03.2013г., от 07.04.2013г., к КУ "Долговой центр", администрации г.Тамбова, ООО "Управляющая жилищная компания" о проведении капитального ремонта квартиры, установке приборов учета, обязании провести обследование квартиры, исключении оплаты по строке удержание и ремонт" и взыскании уплаченной суммы, о включении в договор социального найма перечня обязанностей наймодателя и нанимателя, признании права самостоятельно заключать договоры, признании стороной договора управления, компенсации морального вреда указав, что он является нанимателем муниципальной квартиры ***, в которой проживает с 1957 года. Квартира нуждается в капитальном ремонте, который с момента постройки дома в 1957 году ни разу не проводился. Также в квартире не установлены приборы учета газа и холодного водоснабжения, обязанность по установке которых возложена на ответчиков МКУ "Долговой центр" администрацию г.Тамбова.
Определением суда от 08 апреля 2013г. производство по делу в части исковых требований Аксенова В.А. к МКУ "Долговой центр", администрации Тамбова, ООО "Управляющая жилищная компания" об обязании провести обследование квартиры *** прекращено связи с отказом истца от иска в этой части.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 08 апреля 2013 года исковые требования Аксенова В.В. удовлетворены частично.
Администрация г.Тамбова и МКУ "Долговой центр" обязаны выполнить ремонт квартиры ***, включающий замену пола, оконных блоков, общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1, труб отопления от общих стояков до радиаторов, установить приборы учета на газ и холодное водоснабжение.
С администрации г.Тамбова и МКУ "Долговой центр" в пользу Аксенова В.В. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме по *** руб. с каждого.
В удовлетворении остальной части иска Аксенову В.В. отказано.
В жалобе МКУ "Долговой центр" просит решение отменить, указав, что согласно п. 2.4. и п. 2.5. Устава муниципального казенного учреждения "Долговой центр" главным распорядителем бюджетных средств учреждения является жилищный комитет администрации г. Тамбова.
Кроме того, согласно ст. 9 Положения о жилищном комитете г.Тамбова N251 от 28.09.2006 г., жилищный комитет осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета городского округа - г. Тамбов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учреждение не отвечает по обязательствам учредителя, учредитель отвечает по обязательствам учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ. Таким образом, утверждает, что у МКУ "Долговой центр" отсутствуют денежные средства на проведение каких - либо ремонтных работ. Осуществление прав наймодателя в отношении жилых помещений, находящихся в собственности городского округа - г. Тамбов, относится к полномочиям администрации г. Тамбова.
Также в жалобе ссылается на ч.3 ст.67 ЖК РФ и п.4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N315, указывает, что обязанность по выполнению ремонтных работ пола, оконных блоков, труб отопления лежит полностью на нанимателем муниципальной квартиры.
Что касается ремонта общего имущества труб водоснабжения, МКУ "Долговой центр" также считает незаконным, поскольку в настоящее время Администрация г. Тамбова не является единственным собственником жилых помещений по спорному адресу. Ссылаясь на ст.290 ГК РФ, а также п.5 и п.41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, полагает, считает, что проведение ремонта общего имущества труб водоснабжения решается на общем собрании собственников помещений.
Указывает, что собственником квартиры *** является администрация города Тамбова. МКУ "Долговой центр" осуществляет только лишь функции по заключению договора социального найма. В связи с чем у МКУ "Долговой центр" нет правовых оснований для проведения ремонта, поскольку обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), предназначенные для обслуживания только одной квартиры, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Обязанность по ремонту обогревающих элементов системы лежит на собственнике жилого помещения. Следовательно, МКУ "Долговой центр" не несет обязанность по обеспечению их технически исправного состояния.
Кроме того, утверждает, что в ходе рассмотрения исковых требований МКУ "Долговой центр" были предприняты действия направленные на исполнение требований заявителя по установке учета природного газа и приборов холодного водоснабжения. 1.04.2013г. заключен муниципальный контракт N11/1 на выполнение работ по установке приборов учета природного газа в муниципальных квартирах г. Тамбова, а также 15.04.2013 г. муниципальный контракт N157351 по установке приборов учета холодного и горячего водоснабжения в муниципальных квартирах г.Тамбова.
Однако судом не были учтены данные обстоятельства. Данный спор мог бы быть разрешен в добровольном порядке, о чем было заявлено представителем МКУ "Долговой центр", однако суд не дал времени на примирительные процедуры, оформления мирового соглашения, в связи с чем были нарушены норма ГПК РФ.
В жалобе администрация г.Тамбова просит решение отменить, указав, что истцом не предоставлены доказательства тому, что квартира в которой зарегистрирован и проживает Аксенов В.В. и члены его семьи требует проведение ремонтных работ капитального характера.
Ссылка суда на ответы данные Аксенову В.В. в 2012 г., говорят о том, что ранее Аксенов В.В. не обращался с требованием о проведении капитального ремонта его квартиры.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 28.03.2011 заключенному между Аксеновым В.В. и МКУ "Долговой центр", наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замены оконных и дверных проемов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводка, холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение).
Вышеперечисленные виды работ обязан выполнять за свой счет наниматель жилого помещения. Возможно, данные виды работ выполнялись Аксеновым В.В. некачественно, что и впоследствии привело к необходимости обращения его с требованием о проведении ремонтных работ его квартиры капитального характера. Следовательно, требования обязывающего характера в отношении администрации г. Тамбова в части замены оконных блоков не законные, поскольку относятся не к капитальному, а к текущему ремонту, а поэтому должны производиться самим нанимателем за свои средства.
Что касается проведения ремонтных работ общего имущества труб водоснабжения, проходящих через квартиру *** труб отопления от общих стояков до радиаторов, в данном случае, утверждает, что вопрос о проведении данных видов работ необходимо решать на общем собрании собственников многоквартирного дома, где зарегистрирован и проживает Аксенов В.В. с семьей, поскольку согласно ч.1 ст. 36 ЖК РФ, данное имущество является общим имуществом.
Кроме того, полагает, что суд не принял во внимание ФЗ РФ от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", обязывая администрацию г.Тамбова и МКУ "Долговой центр" установить приборы учета на газ и холодное водоснабжение.
Кроме этого, постановлением администрации г. Тамбова от 15.10.2012 N 8175 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Установка индивидуальных приборов учета в муниципальных жилых помещениях на 2013-2015 годы", утверждена программа, согласно которой планируется установка в муниципальных жилых помещениях индивидуальных приборов учета на газ, воду, электроэнергию, в связи с чем, администрацией ведется работа по установке приборов учета.
Согласно данной программе, заявки на установку приборов учета на газ, воду, электроэнергию оформляются в МКУ "Долговой центр", в виде заявок от нанимателей жилых помещений. В связи с чем имеется очередность согласно поступающим заявкам.
Суд обязал установить Аксенову В.В. приборы учета газа и холодного водоснабжения, следовательно, будут нарушаться права и законные интересы граждан, состоящих на очереди на установку приборов газа и воды их.
Администрация также не согласна с взысканной суммой судебных расходов в пользу Аксенова В.В., ссылаясь на подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, полагают, что они освобождены от уплаты госпошлины.
В возражениях на жалобу Аксенов В.В. просит решение оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации г.Тамбова Иванову И.В., представителя МКУ "Долговой центр" Рязанову Е.Н., поддержавших доводы жалобы, Аксенова В.В., Аксенову О.А., считавших решение законным и обоснованным, представителя ООО "Управляющая жилищная компания" Леонову Т.И., суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Администрация г.Тамбова и МКУ "Долговой центр" оспаривают решение в части возложения обязанности по проведению капитального ремонта муниципальной квартиры ***
Согласно ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу п.п. 4 п. 3, п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан проводить текущий ремонт жилого помещения. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с абз. 2 подп. "е" п. 4 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Обязанность наймодателя осуществлять капитальный ремонт жилого помещения также закреплена пунктом 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315.
Часть 3 статьи 15 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Федеральный Закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относит следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Согласно приложению N 8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к капитальному ремонту отнесено проведение полной замены существующих систем центрального отопления горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизирующих отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды при замене сетей); замена внутриквартирных инженерных сетей.
В силу пунктов 21.1 и 27 ст. 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. N 704, зарегистрированным постановлением Тамбовской областной Думы от 20 мая 2005 г. N 1161, к полномочиям администрации г. Тамбова относится в том числе осуществление прав наймодателя в отношении жилых помещений, находящихся в собственности городского округа - город Тамбов.
Судом первой инстанции установлено, на основании договора социального найма жилого помещения от 28.03.2011г. Аксенов В.В. является нанимателем муниципальной квартиры.
Совместно с нанимателем в указанной квартире зарегистрированы и проживают члены его семьи : его жена Аксенова О.А., его дочь Тарасова С.В., внуки Тарасов А.М., 2010 г.р., Тарасов Н.В., 2003 г.р.
Подпунктом 2.2.3 пункта 2.2. договора социального найма жилого помещения от 28.03.2011г. предусмотрена обязанность наймодателя осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом 1957 года постройки, капитальный ремонт в доме не производился с момента введения в эксплуатацию, муниципальная квартира которую занимает истец требует капитального ремонта, что подтверждается представленными в материалы дела письменными ответами уполномоченными организациями, а также актом технического обследования от 13.02.2013г.
Следовательно, суд первой инстанции с учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств по делу обоснованно пришел к выводу, что наймодатель обязан осуществить капитальный ремонт муниципальной квартиры, перечень работ замена пола, оконных блоков, труб отопления от общих стояков до радиаторов, установление приборов учета на газ и холодное водоснабжение относится к капитальному ремонту.
Согласно выводам, изложенным в акте от 13.02.2013г., также требуется капитальный ремонт общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1.
В суд апелляционной инстанции ООО "Управляющая жилищная компания" представлен акт обследования от 26 июля 2013 года, согласно которому собственники жилого дома *** самостоятельно заменили стояки системы холодного водоснабжения, в квартире N 1 и N 5 (муниципальные квартиры) стояки холодного водоснабжения не заменены. Следовательно, администрация г.Тамбова как собственник жилого помещения не участвовала в проведении ремонта общего имущества жилого дома приходящегося на муниципальные квартиры. Суд апелляционной инстанции с учетом норм ЖК РФ и фактических обстоятельств дела считает, что не соблюдение порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общедомовых труб жилого дома *** не является основанием для освобождения администрации г.Тамбова как собственника жилого помещения от обязанности провести капитальный ремонт общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1.
Решение суда первой инстанции администрация г.Тамбова и МКУ "Долговой центр" обязаны выполнить ремонт квартиры N 1.
Как следует из п.2.1, п.2.2. Устава Муниципального Казенного Учреждения "Долговой Центр", утвержденного Постановлением администрации г. Тамбова от 23.04.2012г. N 3116, Учреждение осуществляет функции наймодателя муниципального жилищного фонда города Тамбова; осуществляет контроль за исполнением управляющими компаниями договорных обязательств по управлению муниципальным жилищным фондом и предоставлению жилищных и коммунальных услуг нанимателям муниципального жилищного фонда; основными целями деятельности Учреждения является обеспечение выполнения условий договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Пункт 2.3 Устава предусматривает, что к видам деятельности Учреждения относится организация управления, содержания и ремонта жилых домов, находящихся в казне муниципального образования.
Следовательно, администрация г.Тамбова обязана выделить денежные средства МКУ "Долговой центр" за счет средств бюджета муниципального образования на выполнение ремонта квартиры ***, включающий замену пола, оконных блоков, общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1, труб отопления от общих стояков до радиаторов, установить приборы учета на газ и холодное водоснабжение, а МКУ "Долговой центр" обязано выполнить этот ремонт.
Суд апелляционной инстанции считает, что в этой части в резолютивную часть решения необходимо внести изменения.
В соответствии с подп.19п.1ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В данном случае 50 руб. взысканы с администрации г.Тамбова в пользу Аксенова В.В. как понесенные по делу судебные расходы на основании ст. 98 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Резолютивную часть решения Ленинского районного суда г.Тамбова от 8 апреля 2013 года изменить и изложить :
Администрацию г.Тамбова обязать выделить денежные средства Муниципальному Казенному Учреждению "Долговой центр" за счет средств бюджета муниципального образования на выполнение ремонта квартиры ***, включающий замену пола, оконных блоков, общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1, труб отопления от общих стояков до радиаторов, установление приборов учета на газ и холодное водоснабжение.
Муниципальное Казенное Учреждение "Долговой Центр" обязать выполнить ремонт квартиры ***, включающий замену пола, оконных блоков, общедомовых труб водоснабжения, проходящих через квартиру N1, труб отопления от общих стояков до радиаторов, установить приборы учета на газ и холодное водоснабжение.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Тамбова, МКУ "Долговой центр" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.