Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Ткаченко В.В.,
судей - Богатыревой Е.В. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Кушу Э.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО " "адрес"" на решение Майкопского районного суда от 4 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Бедрицкого ФИО12 к Администрации МО " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации муниципального образования " "адрес"" субвенцию, а администрацию МО " "адрес"" предоставить Бедрицкому ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу "адрес" Республики Адыгея, социальную выплату на приобретение жилья для семьи, состоящей из одного человека в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 787 050 (семьсот восемьдесят семь тысяч пятьдесят) рублей.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения истца Бедрицкого С.В. и его представителя (по доверенности) Череватенко О.А. полагавших решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя Министерства образования и науки РА - Кайтуковой С.И. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бедрицкий С.В. обратился в районный суд с иском к администрации муниципального образования " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании за счет субвенции социальной выплаты на приобретение жилья в размере 787 050 рублей. При этом указал, что он относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. С 14.04.2010 года на основании Распоряжения главы муниципального образования " "адрес"" N-р от 14.05.2010 г. он поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи, с чем полагает, что он вправе получить социальную выплату на приобретение жилья. В настоящее время в собственности своего жилья не имеет, и материальной возможности приобрести жилье, также нет. В судебном заседании представитель Бедрицкого С.В. - Череватенко О.А. (по доверенности) уточнила заявленные требования и просила обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации муниципального образования " "адрес"" субвенцию, а администрацию муниципального образования " "адрес"" предоставить Бедрицкому С.В. социальную выплату на приобретение жилья в размере 787 050 рублей. Просила полностью удовлетворить заявленные требования.
Бедрицкий С.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья для семьи.
Представитель Администрации МО " "адрес"" возражала против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что на счетах администрации МО " "адрес"" отсутствуют денежные средства.
Представитель администрации МО "адрес"" в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседания не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Управления образования администрации МО " "адрес"" извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчики министерство образования и науки Республики Адыгея и администрация муниципального образования " "адрес"" просят решение отменить, и принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований Бедрицкого С.В. отказать, ссылаясь на то, что суд не учел изменения, внесенные Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и на возникшие до ДД.ММ.ГГГГ правоотношения распространяется действие внесенных поправок, если такие лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора "адрес" решение суда просит оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 1 ст. 4 данного закона указано, что он вступает в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать обращения такого лица в суд за защитой своего нарушенного права.
Как видно из материалов дела Бедрицкий С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья 27.11.2012 года, то есть до 01.01.2013 года.
Согласно абз.2,3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Бедрицкий С.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения главы МО "адрес"" от 14.05.2010 N-р состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей". Также установлено, что Бедрицкий С.В. собственного жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести.
Следовательно, Бедрицкий С.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в улучшении в жилищных условий, имеет право как на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так и на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от 25.05.2005 N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено две формы реализации права, а именно получения жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости при рассмотрении дела руководствоваться законодательством, действующим на момент обращения в суд.
В связи с чем судебная коллегия считает, что для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как следует из пункта 9 статьи 8, не имеет правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в законе, действующем на момент обращения в суд.
С января 2013 года право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений, предусмотрено Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о необходимости обязательного применения норм ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012г., вступившей в законную силу с 01.01.2013 года) к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего закона, является ошибочным, нарушающими закрепленными в Конституции РФ права граждан и не основаны на законе, поскольку действующее законодательство в данной сфере правового регулирования предусматривает предоставление субсидии или жилого помещения указанным лицам вне очереди и предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности состоявшегося по делу судебного решения и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда от 4 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Ткаченко В.В.
Судьи - Богатырева Е.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.