СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А. и Ушаковой Л.В.
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 17 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе филиала ОАО "Российские железные дороги" Северной железной дороги на решение Воркутинского городского суда от 13 августа 2013 года, которым
взыскан с ОАО "Российские железные дороги" в пользу Белоусовой С.В. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... рублей, компенсация морального вреда в размере ... рублей, а всего ... рубля.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Белоусова С.В. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в 2011 - 2012 годах в размере ... руб., компенсации морального вреда в размере ... рублей. В обоснование иска указала, что в течение 2011-2012 из его заработной платы был удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям. Считает действия ответчика неправомерными, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте" и не подлежит налогообложению.
Стороны участия в судебном заседании не приняли. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон и судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой, указывая, при этом, что судом нарушены нормы материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Установлено, что Белоусова С.В. работает ... локомотивного депо ст.Воркута Воркутинского участка Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснаюжению - филиала ОАО "Российские железные дороги с 28.01.2008.
За период с 2011 год по 2012 год из стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям ответчиком произведены удержания из заработной платы Белоусовой С.В. сумм подоходного налога по ставке 13% на общую сумму ... рублей.
В ст.25 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Согласно пункту 8.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011-2013 годы, действующего в период возникновения спорных правоотношений, работодателем предоставляются работникам следующие гарантии: проезд по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсацию) проезда.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Коллективного договора ОАО "РЖД", работники имеют право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы, работнику предоставляется право бесплатного проезда по личным надобностям в поездах пригородного сообщения на суммарное расстояние двух направлений 200 км (или в дальних поездах на участках, где отсутствует пригородное сообщение) или выплачивается компенсация в размере и на условиях, установленных Компанией.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст.164 Трудового кодекса РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с п.3 ст.217 НК РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работодателям работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
Вывод суда мотивирован и сомнений не вызывает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Имеющимся в деле доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем истица не может быть отнесена к категории работников, имеющих право на бесплатный проезд, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению, является филиалом ОАО "РЖД".
Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
Железнодорожный транспорт общего пользования, по смыслу настоящего Закона, - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Закон рассматривает данный вид транспорта в качестве комплекса, включающего в себя ряд объектов, технологически между собой взаимосвязанных, отсутствие которых затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным перевозочный процесс.
Инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
По логике названного Закона понятие инфраструктуры предполагает совокупность вспомогательных объектов, сущность и значение которых сводится в реализации основного назначения всей системы железнодорожного транспорта, что непосредственно вытекает из формулировки данного положения, предусматривающего, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих функционирование данного вида транспорта
Таким образом, к объектам данной категории может быть отнесено любое имущество, цель использования которого тесно связана с процессом перевозки железнодорожным транспортом общего пользования. При этом основным критерием отнесения объекта к данной категории является его участие в жизнедеятельности железнодорожного транспорта.
Согласно п. 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 8 Положения о Северной дирекции по тепловодоснабжению, основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Таким образом, оказываемые данными организациями услуги напрямую связаны с обеспечением деятельности и работы железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вывод не противоречит и постановлению Правительства Российской Федерации т 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", которым утвержден перечень имущества, относящегося в силу пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
То обстоятельство, что в указанный перечень объектов не входят объекты, находящиеся на балансе Северной дирекции по тепловодоснабжению, в том числе, и объект на котором работает истица, правового значения не имеет.
Данным постановлением перечень имущества был утвержден в целях обозначения его как объекта, освобожденного от налогообложения. При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому и в этом случае является наличие технологической связи между имуществом, поименованным в перечне, и железнодорожными путями общего пользования.
Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" позволяет оценивать любой объект с точки зрения его принадлежности к инфраструктуре железнодорожного транспорта, исходя из его назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В соответствии с Уставом Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Для достижения целей, указанных в уставе, общество вправе осуществлять основные виды деятельности, в том числе, поставку (продажу) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы суда не опровергают, по существу сводятся иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" Северной железной дороги - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.