Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О. Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 ноября 2013 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действуя в защиту интересов Молодцовой Натальи Ивановны, обратился в суд с иском к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о понуждении обеспечить Молодцову Н.И. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проведена проверка соблюдения жилищных прав Молодцовой Н.И., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Ковылкинского муниципального района N 1721 от 3 декабря 2008 года поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно диплому Р N 26038 от 4 июля 2013 года Молодцова Н.И. закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва".
Прокурор просил суд обязать администрацию Ковылкинского муниципального района предоставить Молодцовой Н.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Ковылкинским районным судом Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года принято решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе глава администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкин В.И. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что при предоставлении жилого помещения Молодцовой Н.И. будут нарушены права иных лиц (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия Калядин А.В. подал возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.70), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил. При этом от главы Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании прокурор Межевова Ю.В. и истица Молодцова Н.И. относительно доводов апелляционной жалобы возразили.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Молодцова Наталья Ивановна родилась 2 января 1991 года.
Отец Молодцовой Н.И. - М.И.И. умер "данные изъяты", данный факт подтверждается свидетельством о смерти серии 1-ИР N 310521 от "данные изъяты" года.
Мать Молодцовой Н.И. - К.Е.А. решением Кировского районного суда от 4 октября 1995 года признана безвестно отсутствующей и согласно свидетельству о смерти умерла "данные изъяты".
18 июня 2008 года Молодцова Н.И. обратилась в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия N 1721 от 3 декабря 2008 года Молодцова Н.И. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 8 июня 2013 года подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о нахождении в собственности Молодцовой Н.И. объектов недвижимого имущества, не имеется.
Согласно диплому Р N 26038 от 4 июля 2013 года Молодцова Н.И. закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" по направлению "биология".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно установил, что Молодцова Н.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора о предоставлении Молодцовой Н.И. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра на территории города Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, являются правомерными.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 1 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства).
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, предоставляла детям, находившимся под опекой (попечительством), дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Так, согласно положениям абзацев первого и второго пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дети, находившиеся под опекой (попечительством) и имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняли на него право на весь период пребывания под опекой (попечительством).
Дети, находившиеся под опекой (попечительством) и не имевшие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания под опекой (попечительством) обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абзацем четвёртым статьи 1 настоящего Федерального закона для его целей под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно положениям, содержащимся в статье 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения указанным лицам могут быть предоставлены в возрасте 16 лет в случаях: смерти после исполнения ребенку 16-летнего возраста родителей или попечителя, с которыми он проживал; окончания общеобразовательного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим:
1) формирование и ведение списков подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот;
а) прием заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов;
б) установление факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, утверждаемом Правительством Республики Мордовия;
в) рассмотрение заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов;
г) принятие решения о включении (об отказе во включении) в список и направление его лицу, подавшему заявление о включении в список;
д) направление списка в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган), для формирования единого списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
2) приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
3) предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения;
4) выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Молодцова Н.И. включена в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по порядковым номером 211.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что при предоставлении жилого помещения Молодцовой Н.И. будут нарушены права иных лиц (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), не может быть принят судебной коллегией в качестве основания для отмены решения, так как в соответствии с действующим законодательством предоставление жилого помещения осуществляется по достижении ими возраста 18 лет в соответствии с вышеуказанным Списком.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.