Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.
при секретаре Афанасьевой А.А.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2013 года по делу по иску прокурора г.Мирного в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "г.Мирный" Мирнинского района о понуждении совершить определенные действия, которым
постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) организовать сбор и вывоз брошенных и разукомплектованных кузовов автотранспортных средств и твердых бытовых отходов, выявленных по ... , за торговым центром " ... ", напротив ГСК " ... ", общей площадью 180 кв.м.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Мирного обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "г.Мирный" Мирнинского района об обязании принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, выявленных на территории города. Требования обосновал тем, что в ходе проведенной прокуратурой г.Мирного проверки соблюдения природоохранного и экологического законодательства выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов по ... , за торговым центром " ... ", что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Указывая на бездействие со стороны администрации города, прокурор просит обязать принять меры по организации сбора, вывоза отходов с указанного земельного участка.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается ответчиком. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что отсутствуют правовые основания для привлечения к понуждению ликвидации несанкционированной свалки, поскольку им осуществляются все меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, прокурором г.Мирного с привлечением старшего государственного инспектора Оперативной инспекции государственного экологического контроля (надзора) Министерства охраны природы РС(Я) проведена проверка соблюдения МО "г.Мирный" природоохранного и экологического законодательства.
В результате проведенной проверки по ... , за торговым центром " ... " выявлены: кузовы брошенных разукомплектованных автотранспортных средств (лом черных металлов несортированный - ФККО V класс опасности), мусор от строительной разборки зданий (ФККО IV класс опасности), твердые бытовые отходы (ФККО код N ... ), что подтверждается справкой от 24 мая 2013г. старшего государственного инспектора Оперативной инспекции государственного экологического контроля (надзора) Министерства охраны природы РС(Я).
Указанная несанкционированная свалка находится на территории МО "г.Мирный". Судом установлено, что ликвидация несанкционированной свалки на день рассмотрения дела не осуществлена, что не оспаривается сторонами.
Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления, в данном случае администрации МО "г.Мирный".
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч.1 ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ч.1 ст.7 указанного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, органом местного самоуправления полномочия, возложенные на него законом, осуществляются с нарушением закона. Неисполнение администрацией г.Мирного требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы в жалобе об отсутствии оснований для возложения обязанности по организации утилизации и переработке отходов является несостоятельными. Ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2013 года по делу по иску прокурора г.Мирного в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "г.Мирный" Мирнинского района о понуждении совершить определенные действия оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.