судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Тертышной В.В.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области - Бецковой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении к обеспечению разработки технической документации дорог местного значения
по апелляционной жалобе администрацииПриморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 13 августа 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Признать бездействие администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района по паспортизации дороги с твёрдым покрытием, протяжённостью 2025 м, расположенной по "адрес", незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Приморского сельского поселения Быковского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию дороги с твёрдым покрытием, протяжённостью 2025м, расположенной по "адрес"".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав прокурора Бецкову И.Б., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с исковымзаявлением к администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия по разработке технического и кадастрового паспортов автодороги незаконным и понуждении разработать и утвердить технический и кадастровый паспорта дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С учетом уточненных требованийуказал, что в результате проведения проверки по соблюдению законодательства при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования на территории Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области, установлено, что на территории поселения находится автодорога, реестровый N " ... ", инв. N " ... ".
В отношении указанной автомобильной дороги отсутствует технический и кадастровый паспорт. Поскольку автомобильная дорога является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах населённых пунктов муниципального образования Приморского сельского поселения, обязанность по изготовлению технического и кадастрового паспорта возлагается на ответчика.
Просил суд признать бездействие администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района по паспортизации дороги с твёрдым покрытием, протяжённостью 2025 м, "адрес", незаконным; возложить обязанность на администрацию Приморского сельского поселения Быковского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию дороги с твёрдым покрытием, протяжённостью 2025м, "адрес"
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацияПриморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской областиоспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в соответствии с ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции,автомобильная дорога "адрес" протяженностью 2025 м. расположена в границах Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области, является автомобильной дорогой общего пользования и собственностью сельского поселения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Из материалов дела следует, что паспортизация указанной в иске автомобильной дороги не проводилась, технический паспорт на эту дорогу в администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области отсутствует.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Таким образом, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Согласно статье 5 Устава муниципального образования Приморского сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Приморского сельского поселения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Приморского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил их того, что неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения.
При этом суд правомерно принял во внимание, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно указал, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что паспортизацию автомобильных дорог общего пользования должен проводить их собственник, в данном случае, администрация Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области, является правомерным.
Судом установлены и исследованы все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 13 августа2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области- без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.