Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Игошевой Г.Н., Слепухина Л.М.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отделения в Вологодской области по доверенности Ившуковой О.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июня 2013 года, которым признано незаконным решение территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Вологодской области N 38-58/101 от 22 мая 2013 года об отказе Хомасуридзе Л.П. и членам её семьи в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отделения в Вологодской области по доверенности Лялиной О.Г., представителя Хомасуридзе Л.П. по доверенности Бобровского А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2013 года Бондаренко Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Вологодской области N ... от 22 мая 2013 года, которым Хомасуридзе Л.П. в составе семьи: мужа Хомасуридзе В.В., сына Хомасуридзе А.В., дочери Бондаренко Т.В., мужа дочери Бондаренко А.В., внука Б.Т.А. "ДАТА" года рождения, отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по мотиву предоставления документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.6 - 7).
В обоснование заявленных требований указала, что отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, нарушаются её права как члена семьи военнослужащего, поскольку ее мать Хомасуридзе Л.П. проходит службу по контракту в войсковой части ... и после увольнения с военной службы имеет право с составом семьи на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в городе ... с учетом уменьшения на величину общей площади принадлежащего военнослужащему и членам его семьи жилья, исходя из расчета (117-61,4) 55,6 кв.м.
В судебное заседание заявитель Бондаренко Т.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо Хомасуридзе Л.П. в судебное заседание не явилась, её представитель по доверенности Бобровский А.А. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в 1992 году жилье было предоставлено мужу Хомасуридзе Л.П, который проходил службу в железнодорожных войсках. Хомасуридзе Л.П. как военнослужащая, имеет самостоятельное право на обеспечение жилым помещением по избранному мету жительства после увольнения с военной службы.
Представитель заинтересованного лица территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Вологодской области в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в которых указал, что Хомасуридзе Л.П. была обеспечена жильем по линии Министерства обороны и реализовала своё право, приватизировав в 2009 году совместно с мужем предоставленную им квартиру.
Заинтересованные лица Хомасуридзе В.В., Хомасуридзе А.В ... Бондаренко А.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Ившукова О.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, указывает, что военнослужащий имеет право на обеспечение жильем только один раз за время службы. Право Хомасуридзе Л.П. было реализовано в 2009 году путем приватизации жилого помещения в равных долях с мужем и сыном. Муж дочери и внук не являются членами её семьи, на которых распространяются социальные гарантии.
В возражениях на апелляционную жалобу Бондаренко Т.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим представление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанные военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы, которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением является признание данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Основаниями для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе: наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы (подпункт "б", "и" пункта 7 Правил).
На основании Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы, перечисленные в пункте 1 Инструкции.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступление в структурное подразделение уполномоченного органа.
Материалами дела установлено, что Хомасуридзе Л.П. с "ДАТА" по настоящее время проходит по контракту военную службу в воинской части.
В связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе Хомасуридзе Л.П. обратилась по команде с рапортом о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в "адрес" с учетом уменьшения размера предоставляемой общей площади жилого помещения, принадлежащей ей и членам ее семьи на праве собственности.
Решением Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Вологодской области N ... от 22 мая 2013 года Хомасуридзе Л.П. в составе семьи: мужа Хомасуридзе В.В., сына Хомасуридзе А.В., дочери Бондаренко Т.В., мужа дочери Бондаренко А.В., внука Б.Т.А. "ДАТА" года рождения, отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по мотиву предоставления документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.6 - 7).
В качестве обоснования указано на обеспечение с 09 июня 1992 года на основании ордера администрации г.Вологды N ... мужа Хомасуридзе Л.П. - Хомасуридзе В.В. в составе семьи 3 человека в период прохождения военной службы за счет средств федерального бюджета от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по адресу: "адрес" общей площадью ... кв.м, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства ( л.д.33).
Указанное жилое помещение на основании договора на передачу квартиры в собственность от 31 августа 2009 года перешло 08 декабря 2009 году в собственность Хомасуридзе В.В., Хомасуридзе Л.П., Хомасуридзе А.В. по ... доли каждому, что не оспаривалось сторонами по делу.
По уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи военнослужащего с применением учетной нормы площади жилого помещения в размере не более 10 кв.м, установленной по месту жительства постановлением Главы г.Вологды от 15 июля 2005 года N 2032 и при отсутствии права на дополнительную площадь (пункт 15 Инструкции), Хомасуридзе Л.П. и члены ее семьи в настоящее время не признаются нуждающимися в получении жилого помещения.
Однако в силу подпункта "и" пункта 7 упомянутых Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания Хомасуридзе Л.П. и членов ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения.
Наличие же в собственности военнослужащего жилого помещения само по себе не может служить достаточным основанием для отказа в таком праве, поскольку в соответствии с пунктом 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и членам их семей на праве собственности.
Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно признал решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Вологодской области N ... от 22 мая 2013 года незаконным.
Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отделения в Вологодской области по доверенности Ившуковой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Охапкина
Судьи: Г.Н.Игошева
Л.М.Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.