Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Малахова В.А.,
при секретаре Шамшуваровой О.А.,
с участием прокурора Лемеховой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Копанько А.Г. об отмене решения территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского N 88/591 от 07.08.2013 года о регистрации Хабибулина С.Р. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N17,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 N 75/427-5 "О назначении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва" на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 N 75/428-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию города Переславля-Залесского возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 17.
26 июля 2013 года Хабибулин С.Р. представил в территориальную избирательную комиссию города Переславля-Залесского документы для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Решением территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского от 07 августа 2013 года N 88/591 Хабибулин С.Р. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Кандидат в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Копанько А.Г. обратилась в Ярославский областной суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Хабибулина С.Р. Заявление мотивировано следующим: при подаче документов для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 17 Хабибулин С.Р. не представил в организующую выборы избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Данное уведомление представлено им в окружную избирательную комиссию, что нельзя оценивать как надлежащее исполнение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Кроме того, уведомление датировано 18 июля 2013 года - датой выдвижения кандидата Хабибулина С.Р. политической партией. Однако, такое уведомление должно иметь место к моменту регистрации кандидата и не ранее совершения указанного действия. Сдача документов на регистрацию кандидатом Хабибулиным С.Р. осуществлена 26 июля 2013 года.
Заявитель указывает, что регистрация кандидата Хабибулина С.Р. произведена избирательной комиссией в нарушение требований ст. 39 Федерального закона N 67-ФЗ - при несоблюдении порядка предоставления необходимых документов, требуемых законом для регистрации кандидата.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя по доверенности Козыревым Д.Е. представлено заявление о дополнительных основаниях незаконности решения избирательной комиссии, мотивированное следующим: кандидатом Хабибулиным С.Р. предоставлены в территориальную избирательную комиссию города Переславля-Залесского справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов в количестве 12 штук в отношении самого кандидата и членов его семьи, при этом ни одна из справок не подписана и не датирована. Форма предоставления вышеуказанных сведений является официальной, отсутствие обязательных реквизитов делает соответствующие документы юридически ничтожными, что также исключает принятие решения о регистрации кандидата Хабибулина С.Р.
В судебном заседании представитель заявителя Копанько А.Г. по доверенности Козырев Д.Е. заявление и дополнение к нему поддержал.
Представители территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского - председатель комиссии Теркина Т.И. и представитель по доверенности Осипов О.Б., представитель Избирательной комиссии Ярославской области по доверенности Николаев М.В. оставили на усмотрение суда разрешение заявления.
Теркина Т.И. и Осипов О.Б. пояснили, что находились в составе территориальной избирательной комиссии на заседании 07 августа 2013 года. 06 августа 2013 года Теркиной Т.И. было обнаружено отсутствие подписей кандидата Хабибулина С.Р. и дат на справках по сведениям о недвижимом имуществе за рубежом и расходах за последние три года, о чем было доложено на заседании комиссии. Оснований для извещения кандидата в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ о выявлении неполноты сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата не имелось, поскольку срок возможного уведомления истек. В целях реализации Хабибулиным С.Р. пассивного избирательного права большинством голосов принято решение о его регистрации. При приеме от Хабибулина С.Р. документов на регистрацию каждый документ в полном объеме не проверялся, в связи с чем отсутствие подписей и дат в справках своевременно обнаружено не было. Запроса о подаче Хабибулиным С.Р. уведомления об отсутствии "зарубежных" счетов в Избирательную комиссию Ярославской области территориальная избирательная комиссия не направляла. При принятии решения о регистрации кандидата данный факт во внимание не принимала.
Николаев М.В. полагал, что уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, подлежит представлению в Избирательную комиссию Ярославской области. Избирательная комиссия Ярославской области принимает подобные заявления от иных кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва.
Заинтересованное лицо Хабибулин С.Р. и его представители по доверенности Морозов А.Н., Малеев М.В. и Кирпичев М.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления. Пояснили, что в территориальную избирательную комиссию города Переславля-Залесского Хабибулиным С.Р. представлены все документы, которые требовались к представлению в данную комиссию. В связи с этим, оснований для отказа в регистрации у комиссии не было. Уведомление, подтверждающее исполнение обязанности кандидата, закрепленной в п. 3.3 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ, подано Хабибулиным С.Р. в территориальную избирательную комиссию как в комиссию, куда представляются документы кандидатов для уведомления о согласии баллотироваться и для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу. Закон не содержит требований к дате составления уведомления, а также к дате, по состоянию на которую данное уведомление содержит сведения. Сам факт представления кандидатом уведомления об отсутствии "зарубежных" счетов подтверждает отсутствие соответствующих счетов и на дату подачи уведомления. Окружная избирательная комиссия является комиссией, организующей выборы по соответствующему одномандатному избирательному округу. Председатель территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского Теркина Т.И. по должности является помощником председателя Избирательной комиссии Ярославской области, в связи с чем уведомление фактически сдано Хабибулиным С.Р. должностному лицу Избирательной комиссии Ярославской области.
Кроме того, представители заинтересованного лица указали, что даже если представленное Хабибулиным С.Р. уведомление составлено не в соответствии с требованиями закона, избирательная комиссия обязана была уведомить кандидата о данном несоответствии, а при отсутствии такого уведомления со стороны комиссии, последняя не имела правовых оснований для отказа в регистрации по данному мотиву.
Представители заинтересованного лица указали также, что в Избирательную комиссию Ярославской области вышеприведенное исследуемое уведомление представлялось при заверении организующей выборы избирательной комиссией списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
В отношении доводов заявителя об отсутствии дат и подписей кандидата в справках о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справках о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, Хабибулин С.Р. и его представители пояснили, что указанные справки были сданы кандидатом в избирательную комиссию в надлежащим образом датированном и подписанном виде. Полагают, что впоследствии указанные документы были сфальсифицированы путем замены листов справок, содержащих даты и подписи на аналогичные листы без подписей и дат с целью воспрепятствования участию в выборах Хабибулина С.Р.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора по делу, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд полагает, что имеются установленные законом основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Хабибулина С.Р.
В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст. 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 N 27-З (далее - Закон Ярославской области) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего Закона.
Согласно п. 3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Согласно п. 1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Исходя из анализа указанных норм, можно сделать вывод о том, что у кандидата на момент представления документов для его регистрации в соответствующую избирательную комиссию существует обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В силу п. 6 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия обязана проверить исполнение данного требования.
В свою очередь, исполнение приведенных норм кандидатом представляет собой совершение действий как по закрытию счетов (вкладов), прекращению хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществлению отчуждения иностранных финансовых инструментов, так и по уведомлению организующей выборы избирательной комиссии о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, уведомление организующей выборы избирательной комиссии является документом, необходимым для принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации депутата.
В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области "Об Избирательной комиссии Ярославской области" избирательная комиссия Ярославской области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является государственным органом Ярославской области, организующим подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.
В соответствии со ст. 13 Закона Ярославской области подготовку и проведение выборов депутатов Ярославской областной Думы осуществляют:
Избирательная комиссия Ярославской области;
территориальные избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии. Полномочия окружных избирательных комиссий по решению Избирательной комиссии Ярославской области могут быть возложены на территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.Таким образом, организующей выборы избирательной комиссией на выборах депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва является Избирательная комиссия Ярославской области.
В силу прямого указания закона уведомление, требование о предоставлении которого содержит п. 1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подлежит представлению в Избирательную комиссию Ярославской области.
Как следует из Разъяснений ЦИК России от 3 июля 2013 года, передача функций по принятию данных уведомлений от организующей выборы избирательной комиссии к окружной избирательной комиссии при проведении выборов по одномандатным избирательным округам возможна путем принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации, либо изданием руководящих разъяснений избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Избирательной комиссией Ярославской области данные полномочия окружным избирательным комиссиям не передавались.
Из материалов дела следует, что вышеприведенное уведомление представлено Хабибулиным С.Р. в территориальную избирательную комиссию города Переславля-Залесского 26 июля 2013 года, датировано 18 июля 2013 года.
В Избирательную комиссию Ярославской области уведомление лично Хабибулиным С.Р. представлено не было. Указание в уведомлении на его адресацию в Избирательную комиссию Ярославской области при этом юридического значения не имеет.
Таким образом, необходимо признать, что кандидатом Хабибулиным С.Р. не представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Доводы заинтересованного лица о том, что данное уведомление, адресованное Избирательной комиссии Ярославской области, было представлено в составе документов, представленных уполномоченными представителями регионального отделения политической партии "данные изъяты" в Ярославской области при заверении Избирательной комиссией Ярославской области списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, не имеют правового значения. Положениями п.14.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, п.10 ст. 46 Закона Ярославской области представление такого документа на данной стадии выдвижения кандидатов организующей выборы избирательной комиссии не предусмотрено.
Также суд не принимает во внимание доводы заинтересованного лица о сдаче уведомления Теркиной Т.И. как сотруднику Избирательной комиссии Ярославской области. Из материалов дела следует, что Теркина Т.И., занимая должность помощника председателя Избирательной комиссии Ярославской области, при этом является председателем территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского. Теркина Т.И. не является членом Избирательной комиссии Ярославской области, и в данном случае ни Федеральным законом N 67-ФЗ, ни Законом Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", а равно правовыми актами Избирательной комиссии Ярославской области не уполномочена совершать юридические действия от имени Избирательной комиссии Ярославской области, в том числе по приему каких-либо документов.
Суд полагает необходимым согласиться с позицией заявителя о том, что уведомление совершено кандидатом Хабибулиным С.Р. в ненадлежащую дату.
Как указывалось выше, п.3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ содержит указание на обязанность к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В соответствии п. 35 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Таким образом, вышеприведенная обязанность возникла у Хабибулина С.Р., как следует из материалов дела, с 26 июля 2013 года. Сообщение 18 июля 2013 года сведений о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, сделано Хабибулиным С.Р. не как кандидатом, выдвинутым в установленном законом порядке, а как кандидатом в отношении которого началась процедура выдвижения в соответствии со ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ и ст.ст. 25, 36, 37 Федерального закона "О политических партиях".
Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что вышеуказанное уведомление Хабибулиным С.Р. как кандидатом, по смыслу п.35 ст.2, п.2 ст.33, п.1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, представлено не было.
Суд соглашается с доводами заявителя о нарушении кандидатом Хабибулиным С.Р. требований п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, выразившемся в представлении справок о принадлежащем кандидату, его в территориальную избирательную комиссию супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справок о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, не содержащих даты их составления и подписи кандидата.
Из объяснений председателя территориальной избирательной комиссии Теркиной Т.И., члена избирательной комиссии Осипова О.Б., показаний свидетеля ФИО1, также являющейся членом указанной избирательной комиссии, следует, что на заседании избирательной комиссии 07.08.2013 года при разрешении вопроса о регистрации Хабибулина С.Р. в числе представленных документов имелись12 справок по сведениям о недвижимом имуществе за пределами Российской Федерации и расходах за последние три года, не содержащие подписей кандидата и дат.
Указанные объяснения и показания подтверждаются непосредственно оригиналами справок, представленными территориальной избирательной комиссией, из содержания которых усматривается, что подписи кандидата и даты в справках отсутствуют.
Оснований не доверять приведенной выше совокупности доказательств суд не усматривает. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Суд не принимает во внимание показания свидетелей ФИО2 и ФИО3 о том, что указанные справки в полном объеме подписывались и датировались Хабибулиным С.Р. и непосредственно после подписания были переданы в территориальную избирательную комиссию. Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что при сдаче Хабибулиным С.Р. документов в избирательную комиссию 26.07.2013 г. она не присутствовала. У суда имеются основания для критической оценки показаний свидетеля ФИО2, являющейся членом политической партии "данные изъяты", участвующей в выборах депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, находящейся в служебной зависимости от супруги Хабибулина С.Р.
С учетом значительного объема документов, который представлялся Хабибулиным С.Р., ФИО2 в избирательные комиссии в процессе выдвижения и регистрации кандидатов - членов партии "данные изъяты", не исключается возможность отсутствия подписей в справках по недосмотру самого Хабибулина С.Р. и лиц, оказывавших ему помощь в подготовке документов.
Объяснения Хабибулина С.Р. и показания свидетелей по существу не опровергают факт рассмотрения комиссией справок в том виде, в котором они приобщены к материалам настоящего гражданского дела.
Доводы заинтересованного лица Хабибулина С.Р. о возможной подмене неизвестными лицами листов справок, содержащих даты и его подписи, с учетом изложенного выше, отсутствия в материалах дела доказательств совершения членами избирательной комиссии умышленных неправомерных действий по фальсификации справок, не влияют на оценку судом законности решения избирательной комиссии от 07.08.2013 г., вынесенного на основании документов, имевшихся в распоряжении комиссии в указанную дату.
Ссылки заинтересованного лица и его представителей на внешние отличия листов справок сами по себе не могут свидетельствовать о неправомерных действиях каких-либо лиц во вред интересам Хабибулина С.Р.
В соответствии с п. 3.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В утвержденных Указом Президента РФ от 06.06.2013 г. N 546 формах содержатся графы для проставления даты и подписи кандидата в качестве официального подтверждения предоставленных им сведений.
В соответствии с п. 1.1 Разъяснений ЦИК России, утвержденных на заседании 03.07.2013 г. (выписка из протокола заседания N 180-1-6) к оформлению указанных справок должны предъявляться те же требования, что и к оформлению сведений о доходах и имуществе, предусмотренных приложением 1 к Федеральному закону, то есть такие сведения могут заполняться как машинописным, так и рукописным способом, при этом подпись должна проставляться кандидатом собственноручно.
Нарушение формы, предусмотренной Федеральным законом N 67-ФЗ, и утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2013 г. N 546, а именно отсутствие обязательных реквизитов, имеющих целью установить время создания документа и идентифицировать его автора, по существу, позволяет сделать вывод об отсутствии документа, имеющего юридическую силу.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
По вышеприведенным основаниям суд пришел к выводу о том, что кандидатом Хабибулиным С.Р. для регистрации не были представлены уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
При этом ссылка представителя заинтересованного лица на то, что данным кандидатом были представлены все документы, которые необходимо представить в соответствующую (регистрирующую) комиссию, а потому у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации, являются необоснованной.
Как следует из буквального толкования п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основанием к отказу является непредставление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации, независимо от органа, в который эти документы должны быть представлены.
Суд полагает необоснованной позицию представителя заинтересованного лица о том, что возможность оспаривать решение избирательной комиссии по вышеприведенным основаниям утрачена, так как в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия обязана была уведомить Хабибулина С.Р. о несоблюдении требований закона к оформлению документов, а при отсутствии такого уведомления комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как указывалось выше, кандидатом не были представлены документы, необходимый для его регистрации. Представление документов в ненадлежащий орган, в ненадлежащем статусе, не содержащего обязательных реквизитов, нельзя признать надлежащим представлением документов с соблюдением требований закона к их оформлению.
Осуществление регистрации кандидата в нарушение не только требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, но и иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, не лишает права заинтересованных лиц обратиться в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, а суд отменить такое решение.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Копанько А.Г. и признания решения территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Хабибулина С.Р. незаконным.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Переславля-Залесского N 88/591 от 07.08.2013 года о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N17 Хабибулина С.Р..
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок со дня принятия судом решения.
Председательствующий В.А. Малахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.