Постановление Правительства Москвы от 1 июля 1997 г. N 497
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
20 ноября 2001 г., 24 февраля 2004 г.
Постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 436-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ принимаются меры по разделению функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг. Постепенно увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги, малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла.
Однако преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не создан действенный механизм стимулирования ресурсосбережения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания.
Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время около 60 процентов москвичей не имеют возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20 процентов - оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг, и учитывая реальные финансовые возможности населения, Правительство Москвы постановляет:
См. также обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о внесении изменений в концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренную Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год" от 11 сентября 2002 г. N 2994-III ГД
1. Одобрить Программу дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве на 1997 - 2006 годы (приложение).
Внести указанную Программу в установленном порядке в Московскую городскую Думу на утверждение.
2. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, предприятий и организаций городского хозяйства дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствования системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей и доступности приобретения жилья населением.
При проведении реформы исходить из того, что за жилье в пределах установленных нормативов расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 2000 года не должны превышать действующий уровень - 12,5 процентов.
В этих целях:
- обеспечить снижение затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а также на предоставление коммунальных услуг;
- производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом организаций на конкурсной основе;
- способствовать созданию товариществ собственников жилья, которые призваны представлять интересы населения в отношениях с поставщиками услуг;
- повышать долю платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг пропорционально росту доходов малообеспеченных слоев населения;
- постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные услуги для лиц, занимающих жилую площадь, размеры которой превышают социальную норму;
- обеспечить переход от бюджетных дотаций эксплуатационных и коммунальных служб к адресной финансовой поддержке малообеспеченных граждан.
3. Префектам административных округов, Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитету муниципального жилья:
3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика и подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда.
3.2. Обеспечить начиная со второго полугодия 1997 года повсеместное заключение:
- с владельцами и собственниками помещений соглашений о совместном владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию;
- с арендаторами жилых помещений - договоров аренды помещений;
- с нанимателями жилых помещений - договоров коммерческого или социального найма;
- с арендаторами нежилых помещений - договоров на эксплуатационные и коммунальные услуги.
3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной основе частных компаний к управлению жилищным фондом. В 1998 году на этих условиях должно работать по одной управляющей организации в каждом административном округе.
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. N 106-ПП пункт 3.4 настоящего постановления изложен в новой редакции
3.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в установленном порядке предоставлять нежилые помещения негосударственным некоммерческим организациям (товарищества собственников жилья и др.) и иным организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме организаций, указанных в п. 1 настоящего постановления), занятым на работах в жилищном фонде, в аренду, размер ставок которой определяется в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.
3.5. Создать условия для формирования и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, имея в виду содействие в их организации, снижение размеров сборов за регистрацию, оформление земельно-имущественных прав и других документов, первоочередную установку приборов учета расхода воды и тепла на дом, оказание консультаций и методической помощи по вопросам, связанным с управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного фонда и внутридомового инженерного оборудования с внесением необходимых изменений в Положение о системе страхования в Москве жилых помещений.
О внесении изменений и дополнений в указанное Положение см. постановление Правительства Москвы от 12 мая 1998 г. N 371
См. Положение о системе страхования в г. Москве жилых помещений, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 821-ПП
4. Москомимуществу совместно с префектами административных округов и Управлением городского заказа включать в заключаемый со службой заказчика договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения отдельным списком перечень нежилых помещений, предоставленных под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду.
В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в действующие договоры.
5. Префектам административных округов разработать и утвердить программы формирования товариществ собственников жилья на территории округа с учетом положений пункта 3.5 настоящего постановления.
6. Предложить Территориальному управлению Москвы и Московской области Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации активизировать работу по пресечению злоупотреблений хозяйствующих структур, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, по разъяснению потребителям услуг политики Правительства Москвы в области проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также защите прав потребителей услуг.
7. Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии совместно с Комитетом труда и занятости и Комитетом муниципального жилья организовать систему подготовки и переподготовки руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства.
8. Управлению развития Генплана, Управлению координации строительства, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Москомархитектуре разработать в 1997 году целевую комплексную программу улучшения проектных решений и повышения качества строительства, предусматривающую обеспечение снижения эксплуатационных затрат в жилищном хозяйстве и ресурсосбережение.
9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства:
9.1. В двухмесячный срок разработать механизм экономического стимулирования поставщиков и потребителей услуг за рациональное использование воды и тепловой энергии.
9.2. До 1 января 1998 г. пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью стимулирования установки приборов учета и сокращения расходов названных ресурсов.
Об изменении ставок оплаты отопления, горячего водоснабжения (подогрев воды) и тарифов на электрическую энергию для населения см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23 октября 1997 г. N 1154-РП
10. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в двухмесячный срок:
10.1. Разработать мероприятия по повышению сохранности подъездов жилых домов.
О мерах по повышению сохранности подъездов жилых домов см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 12 августа 1997 г. N 872-РП
10.2. Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства подготовить план поэтапного оснащения групп жилых зданий и отдельных строений приборами учета расхода ресурсов.
11. Управлению городского заказа в III квартале т.г. оформить заказ Мосгоркомстату на обследование 100 - 150 тыс. семей для определения их среднедушевого и совокупного доходов, размеров занимаемой площади.
12. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, АО "Московский комитет по науке и технологиям" предусмотреть в плане научно-технических работ на 1998 год по заказу Управления городского заказа разработку на базе Городского центра жилищных субсидий единой программы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги и субсидий на их оплату.
О проведении открытого конкурса за право поставки (создания) автоматизированной системы начисления и учета жилищно-коммунальных платежей см. распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 29 октября 1999 г. N 875-РЗП
13. Обеспечить разработку нормативной и методической базы, а именно:
13.1. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы совместно с Департаментом финансов, управлением городского заказа, Управлением топливно-энергетического хозяйства и АООТ "Мосэнерго" до 1 августа т.г. - проекта нормативных документов о дифференцированных, исходя из норм потребления электроэнергии, тарифах для населения.
13.2. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября т.г. - проектов документов, регламентирующих субсидирование приобретения жилья москвичами со средним достатком.
13.3. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства, Государственной жилищной инспекции до 1 сентября 1997 г.:
- уточнить действующие положения о конкурсном отборе подрядных организаций для выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда и его инженерного оборудования, предусмотрев включение в конкурсные комиссии представителей комитетов общественного самоуправления;
Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 16 февраля 1998 г. 111-РЗП утверждены Положения о порядке конкурсного отбора организаций на выполнение работ по управлению жилищным фондом и эксплуатации и ремонту жилищного фонда
- подготовить проект формы договора с арендаторами нежилых помещений на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг.
Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 4 марта 1998 г. N 163-РЗП утвержден примерный договор на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг
13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными организациями до 1 января 1998 года - привести в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовую базу для создания и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, в т.ч. в домах-новостройках.
13.5. Москомимуществу, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре, Комитету муниципального жилья, Московской регистрационной палате до 1 октября т.г. - пересмотреть в сторону снижения размеров сборов за оформление документов, необходимых для регистрации товариществ собственников жилья и кондоминиумов.
14. Утвердить перечень функций, выполняемых исключительно государственными структурами и не подлежащих возложению на частные компании, выигравшие конкурс по управлению жилищным фондом:
- проведение мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны;
- доставка повесток населению и составление разнообразных списков проживающих по общегородским вопросам;
- регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания (паспортный учет, прописка и выписка).
15. Комплексу городского хозяйства совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997 г. подготовить предложения Правительства Москвы в Правительство Российской Федерации о:
- соотнесении сроков и темпов проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства с достигнутыми результатами реализации Среднесрочной программы структурной перестройки и экономического роста, а также Указа Президента Российской Федерации по структурной реформе в сферах естественных монополий;
- законодательной и материальной поддержке создания системы долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья;
- установлении социально обоснованного минимального уровня заработной платы;
- пересмотре нормативов отчислений в федеральный и региональные бюджеты в пользу регионов, обеспечивающих увеличение объемов самофинансирования в жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими программ жилищно-коммунальной реформы;
- исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ и услуг, выполняемых на жилищном фонде;
- обеспечении правовой основы воздействия на заемщиков, не выполняющих своих обязательств, должников по жилищно-коммунальным платежам и внесении соответствующих изменений в Гражданский и Административный кодексы Российской Федерации и действующее законодательство;
- разработке Закона Российской Федерации об обязательном страховании жилья.
16. Пресс-центру Мэрии и Правительства совместно с заинтересованными организациями продолжить работу по разъяснению москвичам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также организовать систему информирования населения о результатах принимаемых в столице мер по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольского.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 1 июля 1997 г. N 497 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", N 18, сентябрь 1997 г. (дата выхода номера в свет 26.09.1997 г.)
Постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 436-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. N 106-ПП
Постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. N 1046-ПП