Настоящие Рекомендации подготовлены во исполнение Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и поручения Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. N 212-р.
Министерство труда и социального развития РФ, Пенсионный фонд РФ и Министерство связи РФ в целях обеспечения контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, считают необходимым организовать эту работу путем:
усиления ведомственной контрольно-ревизионной работы в органах социальной защиты населения, региональных органах Пенсионного фонда РФ и организациях федеральной почтовой связи;
создания действенной системы вневедомственного контроля за правильностью расходования пенсионных средств.
1. Задачи контроля - обеспечение обоснованности использования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, выявление и обобщение фактов нарушений в расходовании указанных средств для последующего анализа причин, повлекших эти нарушения, разработки на его основе и реализации мер по их устранению и предупреждению.
В этих целях организуется:
1.1. Проверка правильности применения пенсионного законодательства при назначении и выплате пенсий.
1.2. Проверка целевого использования и своевременности расходования средств, предназначенных на выплату пенсий.
1.3. Проверка правильности организации бухгалтерского учета, отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины.
2. Организация контроля.
2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и другими подразделениями Минтруда РФ, Пенсионного фонда РФ, Минсвязи РФ, соответствующими службами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональных подразделений Пенсионного фонда РФ и управлений федеральной почтовой связи в порядке, установленном ведомственными инструкциями, положениями или иными документами.
Ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения).
2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно-ревизионным управлением и другими подразделениями Пенсионного фонда РФ, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями.
Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не менее 10% пенсионных дел) и выплаты пенсий, а также проверку целевого использования пенсионных средств, в том числе по пенсиям, финансируемым на возвратной основе. Соответствующие органы социальной защиты населения и организации федеральной почтовой связи представляют все необходимые для целей вневедомственного контроля документы.
В целях координации контрольной работы органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональными отделениями Пенсионного фонда РФ и управлениями федеральной почтовой связи определяется периодичность (не реже одного раза в два года) проведения вневедомственного контроля в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи.
Для обеспечения задач вневедомственного контроля по конкретной проверке составляется программа, в которой в обязательном порядке указывается цель проверки, объемы и сроки проверки, а также участвующие в ней подразделения.
2.3. В зависимости от принятой в субъектах Российской Федерации технологии обработки пенсионной информации и схемы финансирования выплаты пенсий ведомственный и вневедомственный контроль проводится или непосредственно в органах, назначающих или выплачивающих пенсии, в соответствующих подразделениях районных, городских органов социальной защиты населения, региональных отделений Пенсионного фонда РФ, организациях федеральной почтовой связи или в их территориальных органах.
Обоснованность документов, подтверждающих занятость на работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях, проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с участием территориальных органов Госэкспертизы условий труда. Аналогичным образом осуществляется проверка справок о заработке для назначения (перерасчета) пенсии с привлечением представителей Рострудинспекции.
2.4. Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформляются актами, которые являются основанием для принятия соответствующими органами мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению.
Информация о принятых мерах представляется органам, осуществляющим проверку, в срок не позднее одного месяца после ее завершения.
3. Предмет контроля.
Предметом ведомственного и вневедомственного контроля являются операции по назначению (перерасчету), начислению, выплате и доставке государственных пенсий, банковские операции по финансированию выплаты пенсий, бухгалтерский учет и отчетность в органах, участвующих в процессе пенсионного обеспечения (в части пенсий).
3.1. Проверка правильности назначения (перерасчета) пенсий включает:
обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий, в том числе правовую основу документов о трудовом стаже, о заработке, других правоустанавливающих документов, послуживших основанием для назначения (перерасчета) пенсии. (При проверке перерасчета пенсий по стажу и заработку анализируется правильность выплаты пенсий в период работы пенсионера, в связи с которой производится перерасчет пенсии, а также соблюдение требований законодательства о предоставлении информации пенсионным органам о работе пенсионера.);
технологический контроль за вводом правовой информации.
3.2. В целях определения правильности начисления и выплат пенсий проверке подлежат:
правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и соответствие их пенсионному делу;
своевременность и обоснованность заявок потребности в средствах на выплату пенсий;
правильность ведения выплатной документации и отчетности по выплаченным суммам пенсий;
учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;
выплата пенсий через сберегательные банки, организации федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;
выплата пенсий при смене места жительства;
своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;
учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;
целевое использование средств на выплату пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими выплачивающими структурами;
исполнение рекомендаций Минтруда РФ, Пенсионного фонда РФ и Минсвязи РФ в части организации выплаты пенсий.
3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления банковских документов, по документам, послужившим основанием к расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности составления заявок, своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий.
Первый зам. министра труда
и социального развития РФ |
Ю.З.Люблин |
Зам. председателя правления ПФР |
Л.И.Чижик |
Зам. министра связи РФ |
Б.А.Цибульский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минтруда РФ, Правления ПФР и Минсвязи РФ от 7 марта 1997 г. N 1084-ЮЛ; ЛЧ-06-11/1741-ИН; 1302 "Рекомендации об организации контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997, N 5