Решение СК Верховного Суда РФ от 24 ноября 1998 г.
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего -
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации Редченко Ю.Д.
народных заседателей Гончаренко Р.А.
Мараховского В.И.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ККМ-Сервис" о признании недействительными "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в редакции постановления Правительства РФ N 904 от 7 августа 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и распоряжения Правительства РФ N 1402-р от 29 сентября 1997 г., установила:
заявитель ООО "ККМ-Сервис" обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им нормативные правовые акты Правительства РФ не соответствуют требованиям Конституции РФ и нормам гражданского законодательства РФ (ст. ст. 209-213 ГК РФ) и нарушают права собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом.
В частности, указывает на то, что названное выше Положение в новой редакции существенным образом ограничивает применение контрольно-кассовых машин, технические данные которых не соответствуют требованиям этого Положения.
Полагает также, что и требование Положения об обязательном оснащении контрольно-кассовых машин средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" без пояснения их назначения и указания источника средств на их приобретение не основано на законе.
Содержащиеся в оспариваемых Положении и Распоряжении требования существенным образом препятствуют реализации права собственности на принадлежащие заявителю контрольно-кассовые машины.
Исходя же из требований ст.55 Конституции РФ, такого рода ограничения могут вводиться только на основании федерального закона.
В судебном заседании представитель заявителя Дрезноль В.Л. требования поддержал, но при этом просил признать недействительными из оспариваемого Положения лишь пункты 2, 4, пп. "г" и последний абзац пункта 7, а также пп. "а" пункта 8. Кроме того указал, что новая редакция Положения не согласована, как это предусматривает закон, с Государственной Думой.
Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М. с предъявленными требованиями не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, полагая, что оспариваемые правовые акты приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований закона.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 и 3 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказания услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в том числе и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления или торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров - Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.
Как установлено судом, постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904 в соответствии с требованиями вышеназванного закона была утверждена новая редакция Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, в пунктах 2, 4, пп. "г" и последнем абзаце пункта 7, а также пп. "а" пункта 8 которого указаны требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам.
Ранее распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1402-р в целях повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг, а также предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения были установлены сроки замены контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью с обеспечением повсеместного использования средств визуального контроля, их соответствия эталонным образцам и их надлежащего технического состояния в целях недопущения проникновения на российский рынок контрольно-кассовых машин, не включенных в реестр и не состоящих на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.
Из содержания указанных правовых актов следует, что они приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований закона.
Как уже отмечалось выше, требования к контрольно-кассовым машинам, включая условия и порядок их применения определяются Положением по их применению, утверждаемым Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Изложенные в утвержденном Правительством РФ Положении и оспариваемом распоряжении Правительства РФ требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам, каким-либо положениям Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не противоречат.
Утверждение представителя заявителя о том, что указанное выше Положение утверждено Правительством РФ без согласования его с Государственной Думой Федерального Собрания РФ, т.е. с превышением своих полномочий, не может быть принято во внимание, поскольку Государственная Дума РФ правопреемником Верховного Совета РФ не является. Других же каких-либо требований, предусматривающих необходимость согласования Правительством РФ принимаемых постановлений с Государственной Думой РФ в действующем законодательстве не содержится.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о том, что оспариваемыми правовыми актами нарушаются права собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку в данном случае использование контрольно-кассовых машин при расчетах с населением обусловлено предъявляемыми к ним соответствующими требованиями, которые устанавливаются Правительством РФ в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями в регулировании этого вопроса. Установление указанных с оспариваемых правовых актах требований к названным машинам при их использовании ч.3 ст.55 Конституции РФ и нормам Гражданского кодекса РФ также не противоречит.
В связи с этим у суда не имеется каких-либо оснований полагать, что они неправомерно ограничивают правомочия собственника.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, решила:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "ККМ-Сервис" о признании недействительными Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ N 904 от 7 августа 1998 г. и распоряжения Правительства РФ N 1402-р от 29 сентября 1997 г. оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Председательствующий
Народные заседатели
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК Верховного Суда РФ от 24 ноября 1998 г.
Текст решения официально опубликован не был