Определение Московского городского суда от 08 ноября 2013 N 4г-10721/13
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу процессуального истца Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 10 октября 2013 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 25 февраля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,
установил:
Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. обратился в суд в интересах Павлющенко Н.Н. с иском к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение прав Павлющенко Н.Н. по вине ответчика.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 25 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2013 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Павлющенко Н.Н. работал в должности руководителя полетов службы движения Нижневартовского центра организации воздушного движения филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"; приказом начальника Нижневартовского центра организации воздушного движения филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 09 февраля 2012 года N 2/л за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в п. 1 раздела 2 Должностной инструкции руководителя полетов, утвержденной приказом Нижневартовского центра организации воздушного движения филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 05 марта 2011 года N 19, выразившееся в нарушении п. 3.10.3 Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты, утвержденной генеральным директором ОАО "Нижневартовскавиа" 10 мая 2011 года, в соответствии с п.п. 5.1, 5.2 Должностной инструкции к Павлющенко Н.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания; основанием применения к Павлющенко Н.Н. дисциплинарного взыскания явилось то, что 09 января 2012 года в 04.23 Павлющенко Н.Н. сообщил диспетчеру пункта организации воздушного движения "Вышка" о начале работ на летном поле, при этом не согласовав в письменной форме время начала и окончания работ с начальником комплексной смены аэропорта, чем нарушил п. 3.10.3 Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; п. 1.13 Должностной инструкции руководителя полетов, утвержденной приказом Нижневартовского центра организации воздушного движения филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 07 ноября 2009 года N 107, предусмотрено, что руководитель полетов в своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, Уставом ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Положением о филиале "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Положением о Нижневартовском центре организации воздушного движения, Положением о службе движения Нижневартовского центра организации воздушного движения, настоящей должностной инструкцией, иными локально-правовыми актами предприятия; в соответствии с п. 2 должностной инструкции руководителя полетов, руководитель полетов должен знать и выполнять требования нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию воздушного движения; в силу п.п. 5.1, 5.2 названной должностной инструкции руководитель полетов несет ответственность за несоблюдение требований ВК РФ, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральных авиационных правил, инструкций, приказов и других нормативных правовых документов, регламентирующих организацию воздушного движения в части его касающейся, а также за ненадлежащее исполнение, или неисполнение своих должностных обязанностей, указанных в п. 2 должностной инструкции; с должностной инструкцией Павлющенко Н.Н. ознакомлен под роспись 01 декабря 2009 года; согласно п. 12 Приказа Минтранса Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации" от 13 июля 2006 года N 82 в каждом аэропорту разрабатывается технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты, которая согласовывается с заинтересованными службами и утверждается главным оператором аэропорта; в соответствии с п. 22 приказа Минтранса Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов" от 23 июня 2003 года N 149 организация имеет документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (Перечень документации, необходимой организации для электросветотехнического обеспечения полетов); согласно п. 5. указанного Перечня организация должна иметь технологические документы (инструкции, технологии) по взаимодействию служб аэропорта (в том числе служб, осуществляющих эксплуатацию радиотехнического оборудования и связи и управление воздушным движением), обеспечивающих полеты; в развитие положений Федеральных авиационных правил 10 мая 2011 года генеральным директором ОАО "Нижневартовскавиа" утверждена Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты; с указанной Технологией Павлющенко Н.Н. ознакомлен под роспись 22 мая 2011 года; согласно п. 3.10.3 данной Технологии ответственное лицо аэродромной службы фиксирует под роспись в журнал: дату и время осмотра летного поля; время, предоставленное для подготовки летного поля к полетам; характеристику состояния и готовность элементов летного поля к производству полетов; начальник комплексной смены предприятия знакомится под расписку с характеристикой состояния и готовностью летного поля к полетам и принимает решение о начале, продолжении или прекращении полетов и делает соответствующую запись в журнале; представитель органа организации воздушного движения (руководитель полетов) согласовывает в письменной форме время начала и окончания работ по подготовке аэродрома к полетам и ознакамливается с состоянием летного поля под роспись в журнале учета состояния и готовности летного поля аэродрома Нижневартовск, аналогичное требование сдержится в п. 3 приложения 3 РЭГА РФ-94; п. 2.2.1 Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты, предусмотрена обязанность руководителя полетов получить информацию от начальника комплексной смены предприятия о планируемых работах на летной полосе, в критических зонах РМС; после согласования с начальником комплексной смены времени, места и порядка проведения работ передать диспетчеру пункта ОВД "Вышка" указание начальника комплексной смены предприятия о запрещении или ограничении по приему и выпуску воздушных судов, сообщить время начала и окончания, характер выполняемых работ, позывной ответственного лица за выполнение работ, количество спецтранспорта; в случаях намечаемого закрытия аэродрома дать указание диспетчеру АДП о подготовке и передаче сообщения в соответствующие адреса в соответствии с табелем сообщений; п. 3.10.3 Технологии взаимодействия определено, что согласование проводится в письменной форме; в силу п. 2.3.1 (до начала работ) диспетчер пункта ОВД "Вышка" обязан записать место, характер, время начала и окончания работ, количество техники и людей после получения информации от руководителя полетов о предстоящем выполнении работ; с получением запроса на занятие летной полосы (критических зон РМС) уточнить у ответственного лица за производство работ место, характер, время начала и окончания работ, сравнив эти данные с информацией от руководителя полетов; при расхождении этих данных доложить об этом руководителю полетов и действовать по его указанию, внеся соответствующие исправления в записи; разрешить выезд на летную полосу, критическую зону РМС автомашины ответственного лица за производство работ и другой техники, включить световое табло "ВПП занята", доложить руководителю полетов о начале работ; согласно выписки радиообмена ГГС N 749 за 09 января 2013 года Павлющенко Н.Н. после доклада диспетчера пункта организации воздушного движения "Вышка", доклада начальника комплексной смены по телефону и соответствующей записи в журнале учета состояния и готовности летного поля аэродрома Нижневартовск, не ознакомился с состоянием летного поля под роспись в данном журнале по состоянию на 05 часов 10 минут, также Павлющенко Н.Н. не согласовал в письменной форме время начала и окончания работ с 04.20 до 06.00 по подготовке аэродрома к полетам в журнале учета состояния и готовности летного поля аэродрома Нижневартовск, а ограничился согласованием с начальником комплексной смены по телефону; согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен; таким образом, у ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" имелись основания для наложения дисциплинарного взыскания на Павлющенко Н.Н. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в п. 1 раздела 2 Должностной инструкции руководителя полетов, выразившееся в нарушении п. 3.10.3 Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты; порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюден; наложенное на Павлющенко Н.Н. дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного им проступка и его предыдущему отношению к труду; Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты, разработана и утверждена на основании положений Федеральных авиационных правил, Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, определяющих порядок осмотра взлетно-посадочной полосы и производства работ на аэродроме, действия должностных лиц по обеспечению безопасности полетов и организации взаимодействия между службой движения, аэродромной службой, и другими службами, обеспечивающими полеты; положения Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты, с которой Павлющенко Н.Н. был ознакомлен под роспись 22 мая 2011 года, им не оспаривались; названная Технология недействительной не признавалась; необходимость соблюдения работниками ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" положений Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и с другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты, не оспорена; при таких данных, правовые основания для удовлетворения заявленных Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. исковых требований отсутствуют.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы процессуального истца Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 25 февраля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в лице президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Ковалева С.А. в интересах Павлющенко Н.Н. к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.