Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Гедыгушева М.И.,
судей Мекеровой С.Р., Фоминова Р.Ю.,
при секретаре Джигаль И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным казенным общеобразовательным учреждениям средним общеобразовательным школам N ... , N ... , N ... , N ... , N ... Апанасенковского района Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в срок до 1 сентября 2013 года и подаче списков (заявок) в отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края в целях получения бесплатного и общедоступного общего образования для обеспечения учащихся 1-11 классов учебниками в соответствии с образовательными программами общего образования в срок до 1 марта 2013 года по апелляционной жалобе администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 26 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснение прокурора Дремовой М.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Апанасенковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, после уточнения исковых требований,к Муниципальным казенным общеобразовательным учреждениям средним общеобразовательным школам N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... Апанасенковского района Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в срок до 1 сентября 2013 года и подаче списков (заявок) в отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края в целях получения бесплатного и общедоступного общего образования для обеспечения учащихся 1-11 классов учебниками в соответствии с образовательными программами общего образования в срок до 1 марта 2013 года.
В обоснование иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся указанных школ учебными материалами по всем учебным предметам основной общеобразовательной программы установлено, что в нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации, статей 5, 31, 32 Закона Российской Федерации "Об образовании", пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 986 от 4 октября 2010 года, ответчиками не выполнены требования законодательства об общедоступном и бесплатном основном общем образовании в части стопроцентного обеспечения учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам образовательной программы. Фактическая обеспеченность учащихся бесплатными учебниками на 2012-2013 года составила в МКОУ СШО N ... %, МКОУ СШО N ... %, МКОУ СШО N ... %, МКОУ СШО N ... %, МКОУ СШО N ... %, МКОУ СШО N ... %.
Решением суда от 26 ноября 2012 года исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Апанасенковского муниципального района Ставропольского края ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права.
Возлагая на образовательные учреждения обязанность по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам, суд не принял во внимание требования подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 6.1 части 1 статьи 29 Закона "Об образовании", в соответствии с которыми финансовое обеспечение образовательного процесса в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) возложено на субъекты Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление и нормативно-правовое регулирование в сфере образования является Министерство образования Ставропольского края.
В соответствии с административным регламентом Министерства образования Ставропольского края, утвержденным приказом министра образования Ставропольского края от 15 ноября 2010 года N 739-пр, исполнение государственной функции по обеспечению учебниками осуществляет Министерство образования Ставропольского края в лице своих структурных подразделений (пункт 1.4). Средства на приобретение учебников на очередной финансовый год планируются в бюджете Ставропольского края и расходуются министерством в соответствии с заявками (заказами) образовательных учреждений, краевой заказ формируется на основе сводных заявок (заказов), поступивших от органов управления образованием (пункты 2.7, 2.8).
Таким образом, роль образовательного учреждения сводится только к определению количества учебников для всех учащихся данного учреждения, с учетом имеющихся учебных фондов к началу предстоящего учебного года и подаче заявки (заказа) в орган управления образованием муниципального района, городского округа.
В соответствии с пунктом 25 Приказа Минобрнауки от 06 октября 2009 года "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Данным нормативным положением не предусмотрено полномочий по обеспечению библиотечного фонда учебниками по общеобразовательным программам непосредственно образовательным учреждением за свой счет.
По мнению администрации, в качестве соответчика по данному делу должно выступать Министерство образования Ставропольского края, поскольку предметом спора являются общие права и обязанности, однако суд необоснованно отказал в привлечении министерства в качестве ответчика.
В заседание коллегии представители МКОУ СОШ N ... Апанасенковского района Ставропольского края, администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Министерства образования Ставропольского края, извещенного о рассмотрении дела заблаговременно и надлежащим образом, в суд не явился, о причине неявки не известил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившхся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверила
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (пункт 2).
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Пунктом 1 части 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции образовательного учреждения в частности отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят: наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (пункт 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (пункт 26 Приказа).
В силу пункта 24 названного Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, пункта 25 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что обеспеченность учащихся муниципальных казенных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ Апанасенковского района в 2009-2013 годах в процентном соотношении составила, соответственно: ... % - МКОУ СОШ N ... ; ... % - МКОУ СОШ N ... ; ... % - МКОУ СОШ N ... ; ... %-МКОУ СОШ N ... ; ... % - МКОУ СОШ N ... ; ... % - МКОУ СОШ N ... , что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела,
ссылавшимися на недостаточность объема финансирования со стороны Министерства образования Ставропольского края и отсутствие собственных денежных средств для приобретения учебников.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами правовых актов, суд обоснованно пришел к выводу, что невыполнение указанными образовательными учреждениями своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ, снижает качество подготовки обучающихся, и наличии в связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на эти учебные учреждения обязанности по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных.
Доводы апелляционной жалобы администрации Апанасенковского муниципального района об отсутствии достаточного финансирования из бюджета Ставропольского края для полной укомплектованности библиотечного фонда учебниками, не влекут отмены судебного постановления, поскольку действующее законодательство возлагает на образовательное учреждение обязанность самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, которое не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
В силу требований закона ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы содержат суждения об обстоятельствах дела, которые являлись предметом судебного разбирательства и направлены на иную оценку доказательств, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.