Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Мясникова А.А.,
судей
Луневой С.П., Ковалевой Ю.В.,
при секретаре
Будаговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013 по гражданскому делу по исковому заявлению Гукасяна Т.Ж. к Администрации города Невинномысска Ставропольского края, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным постановления в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, понуждении восстановить в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставить бесплатно благоустроенное жилое помещение в собственность за счет средств федерального бюджета,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В.,
УСТАНОВИЛА:
Гукасян Т.Ж. обратился в суд с иском к Администрации г.Невинномысска Ставропольского края, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным постановления главы Администрации от 10.08.2010 N2739 в части снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и исключения из списка нуждающихся военнослужащих запаса, признании за ним и членами его семьи права на получение жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, восстановлении его и членов его семьи в списках военнослужащих запаса, нуждающихся в жилых помещениях в прежней льготной очереди и понуждении бесплатно предоставить ему благоустроенное жилое помещение на состав семьи из трех человек в собственность за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, жена истца Гукасян Д.А., сын истца Гукасян Д.Т. и Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
Решением от 04.03.2013 Невинномысский городской суд Ставропольского края удовлетворил исковые требования Гукасяна Т.Ж.:
- восстановил Гукасяну Т.Ж. срок для обращения в суд с иском к Администрации и Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным постановления Администрации г.Невинномысска Ставропольского края в части снятия с учёта нуждающихся, признании права на получение жилья за счёт средств федерального бюджета РФ, понуждении восстановить в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить бесплатно благоустроенное жилое помещение в собственность за счёт средств федерального бюджета;
- признал незаконным постановление Администрации г.Невинномысска Ставропольского края от 10.08.2010 N2739 в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключения из списка военнослужащих запаса Гукасяна Т.Ж. с составом семьи 4 человека: жены Гукасян Д.А., дочери Гукасян Н.Т., дочери Гукасян А.Т.;
- обязал Администрацию восстановить Гукасяна Т.Ж. с составом семьи 3 человека: Гукасян Т.Ж., жена Гукасян Д.А., сын Гукасян Д.Т. на учете нуждающихся в жилых помещениях, в списках военнослужащих запаса;
- признал за Гукасяном Т.Ж. с составом семьи 3 человека: Гукасян Т.Ж., жена Гукасян Д.А., сын Гукасян Д.Т. право на получение жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
- обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Гукасяну Т.Ж. с составом семьи 3 человека: Гукасян Т.Ж., жена Гукасян Д.А., сын Гукасян Д.Т. благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бесплатно в собственность за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013, Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить в части возложения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить Гукасяну Т.Ж. на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение бесплатно за счет средств федерального бюджета и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Гукасяну в удовлетворении исковых требований в указанной части, указывая, что решение суда принято с нарушением норм материального права. По мнению Министерства, учет граждан осуществляется посредством ведения Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению за счет средств федерального бюджета указанных граждан жилыми помещениями выступает Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в то время как Министерство имущественных отношений Ставропольского края полномочиями по приобретению жилых помещений в целях предоставления их в собственность бесплатно гражданам не наделено.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края Гукасян Т.Ж. просит решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края - также обратилось с апелляционной жалобой на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении исковых требований Гукасяну Т.Ж. отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что судом допущены нарушения норм материального права, дана неверная оценка обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, а также не учтено то обстоятельство, что Гукасян Т.Ж. не имеет права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку после увольнения из Вооруженных Сил РФ в 1992 году он продолжил военную службу в Республике Армения, в связи с чем подлежал снятию с очереди на получение жилья.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя
Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Горелик И.В., которая поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда первой инстанции отменить, представителя Администрации г.Невинномысска Ставропольского края по доверенности Шурыгина А.С., который просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить, представителя Гукасян Т.Ж. адвоката Назарян С.С., которая просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционных жалоб и представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327? ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Согласно статье 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает представленные доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, а какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу требований статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили, что с 04.05.1972 по 07.05.1974, с 09.08.1977 по 29.09.1992 истец Гукасян Т.Ж. проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, 29.09.1992 уволен из Вооруженных Сил РФ в запас из воинской части, расположенной на территории страны - Участницы СНГ - Республики Армения, по ст.46 "В" в связи с организационно-штатными мероприятиями - по сокращению штатов на пенсию, исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения, что подтверждается выпиской из приказа N027-ПМ от 20.08.1992.
При увольнении из Вооруженных Сил РФ жилым помещением обеспечен не был. На момент увольнения из рядов Вооруженных сил СССР и РФ в 1993 году имел выслугу лет в календарном исчислении - 20 лет 04 месяца 24 дня, то есть более 10 лет в календарном исчислении.
С ноября 1992 года по август 1997 года проходил военную службу по контракту в Национальных Вооруженных Силах Республики Армения. В указанный период времени выплата пенсии была приостановлена. Гражданства Республики Армения не принимал, на постоянное место жительства в указанную Республику не определялся, жилым помещением не обеспечивался. В августе 1997 уволен с военной службы в Вооруженных Силах Республики Армения.
В настоящее время имеет гражданство РФ, постоянное место жительства - г.Невинномысск Ставропольского края, находится в запасе, состоит на воинском учете в Отделе военного комиссариата Ставропольского края по г.Невинномысску и получает военную пенсию, назначенную Министерством обороны РФ через Военный комиссариат Ставропольского края. 16.04.1998 истцу выдано пенсионное удостоверение.
11.09.2000 Гукасян Т.Ж. обратился в Администрацию г.Невинномысска с заявлением о постановке его с составом семьи из пяти человек на учет для улучшения жилищных условий. Постановлением главы г.Невинномысска N27 от 12.01.2001 истец, как военнослужащий запаса, на основании ст.16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был принят на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи четыре человека: он, жена Гукасян Д.А., дочь Гукасян Н.Т., дочь Гукасян А.Т., сын Гукасян Д.Т. Номер общей очереди - 5058, в списке военнослужащих запаса - номер 223.
Постановлением главы г.Невинномысска N2739 от 10.08.2010 истец с составом семьи из 4 человек был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и исключен из соответствующего списка военнослужащих запаса, нуждающихся в жилых помещениях, на основании подпункта 6 пункта 1 ст.56 ЖК РФ (выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
О нарушении своих прав истец узнал в июле 2012 года. Считая, что вышеназванное постановление главы г.Невинномысска нарушает его право военнослужащего, уволенного с военной службы, на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей на момент постановки истца на учет для улучшения жилищных условий) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Поскольку Гукасян Т.Ж. на момент увольнения из Вооруженных сил РФ 29.09.1992 имел общую продолжительность военной службы в рядах Вооруженных сил СССР, Вооруженных сил РФ более 10 лет, уволен приказом командира войсковой части от 20.08.1992 N027-ПМ по сокращению штатов на пенсию, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, на момент подачи заявления в Администрацию г.Невинномысска избрал в качестве постоянного места жительства г.Невинномысск Ставропольского края, он законно и обоснованно был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий запаса до 01.01.2005.
В соответствии с пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Однако ни после увольнения из Вооруженных Сил РФ, ни после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г.Невинномысска истец не заключал нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации. При этом суд первой инстанции правильно указал на то, что факт заключения контракта и прохождение истцом военной службы в составе Вооруженных Сил Республики Армения с ноября 1992 года по август 1997 года, то есть до постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, не влияет на его право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета РФ, которое возникло до наступления данных обстоятельств, тем более, что Гукасян Т.Ж. гражданства Республики Армения не принимал, на постоянное место жительства в Республике Армения не определялся, жилым помещением ни по месту службы, ни на территории данного государства не обеспечивался.
После увольнения из Вооруженных Сил Республики Армения выплата Гукасяну Т.Ж. пенсии, ранее назначенной Министерством обороны РФ, возобновлена после его определения на постоянное место жительства в Российской Федерации и выплачивается по избранному им месту жительства в г.Невинномысске Ставропольского края.
Каких бы то ни было ограничений в применении вышеуказанных правовых норм в отношении лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах СССР на территории бывших союзных республик и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, ни в самом Законе, ни в иных нормативных правовых актах, включая международные соглашения Российской Федерации, не имеется.
В силу требований части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, Администрация г.Невинномысска не предоставила доказательств того, что Гукасян Т.Ж. заключил после увольнения с военной службы новый контракт о прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти РФ, в которых предусмотрена военная служба, обеспечивался жильем во время службы, либо имеются иные предусмотренные законом основания для снятия истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования Гукасяна Т.Ж. о признании незаконным постановления главы Администрации от 10.08.2010 N2739 в части снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключения из списка нуждающихся военнослужащих запаса, понуждении восстановить его с составом семьи 3 человека: он, жена Гукасян Д.А., сын Гукасян Д.Т. на учете нуждающихся в жилых помещениях, в списках военнослужащих запаса, удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Обоснованно удовлетворены судом и требования в части признания за Гукасяном Т.Ж. и членами его семьи права на получение жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 2.1 данной статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В то же время решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить истцу на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бесплатно в собственность за счет средств федерального бюджета, судебная коллегия находит незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 N259-п утвержден "Порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих", в соответствии с которым учет военнослужащих, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, осуществляется посредством ведения Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
По смыслу пунктов 13 и 14 данного Порядка жилые помещения в целях предоставления их в собственность бесплатно гражданам приобретаются за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Ставропольского края. Жилые помещения приобретаются в государственную собственность Ставропольского края Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению за счет средств федерального бюджета указанных граждан жилыми помещениями выступает Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (абзац 4 подпункта 9.2 пункта 9 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.03.2012 N88-п).
Министерство имущественных отношений Ставропольского края в соответствии с требованиями Порядка принимает решение о предоставлении гражданам жилого помещения в собственность бесплатно только после выполнения следующих условий: приобретения жилья Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и регистрации права государственной собственности Ставропольского края на него; включения его в реестр государственного имущества Ставропольского края; поступления от Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края информации о конкретном гражданине (ФИО, данных о документах, удостоверяющих их личность), который имеет право на получение приобретенного жилья.
Как видно из вышеприведенных положений, Министерство имущественных отношений Ставропольского края полномочиями по приобретению жилых помещений в целях предоставления их в собственность бесплатно гражданам не наделено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить истцу на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бесплатно в собственность за счет средств федерального бюджета следует отменить, принять по делу новое решение об отказе Гукасяну Т.Ж. в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Ставропольского края.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить.
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013 в части возложения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить Гукасяну Т.Ж. на состав семьи 3 человека: Гукасян Т.Ж., / ... /года рождения, жена Гукасян Д.А., / ... / года рождения, сын Гукасян Д.Т., / ... / года рождения, благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бесплатно в собственность за счет средств федерального бюджета следует отменить, принять по делу новое решение об отказе Гукасяну Т.Ж. в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Ставропольского края.
В остальной части решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.