Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Малецкой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Саловой З.Г.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24 октября 2012 года
по заявлению Негрибода И.А. к администрации г. Ставрополя о признании незаконными решений органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения закона,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Негрибода И.А. обратился в суд с заявлением к администрации г. Ставрополя о признании незаконными решений органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения закона, указав, что является инвалидом Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями, участвовал в битве на Курской дуге. В июле 2012 года он обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответом от 24.08.2012 года Администрация г. Ставрополя, в лице главы администрации Джатдоева А.Х., ответила ему отказом, в связи с тем, что он, якобы, умышленно, ухудшил свои жилищные условия, подарив своему сыну " ... " квартиру по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ". Действительно, в 2009 году он подарил вышеназванную квартиру своему сыну. Однако дарение осуществлено не с целью ухудшить свои жилищные условия и получения возможности состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий, а было обусловлено необходимостью получения надлежащего ухода со стороны сына, который жилья в г. Ставрополе не имел, и при приватизации вышеназванной квартиры не был в нее включен.
Ему " ... " лет, является инвалидом войны и в силу инвалидности и возраста нуждается в постоянном уходе. Его супруга также является пожилым человеком и не может оказывать надлежащий уход. Она сама нуждается в таком уходе.
По смыслу и содержанию ст. 53 ЖК РФ, отказ в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может иметь место только в том случае, когда гражданин исключительно с целью последующей постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных умышленно ухудшили свои жилищные условия, чего не было в случае с ним. Данное обстоятельство подтвердил Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 21.06.2011 года N2-ВП-1, поэтому считает вышеназванный отказ администрации г. Ставрополя в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 24.08.2012 года незаконным, нарушающим жилищные права, а также права, предусмотренные законом "О ветеранах",
Просит признать незаконными постановление Главы администрации г. Ставрополя от 24.08.2012 года об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Ставрополя, главу администрации г. Ставрополя поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления об этом.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24 октября 2012 года заявление Негрибода И.А. удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации г. Ставрополя о 24.08.2012 г. N 2594 об отказе в постановке Негрибода И.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, администрация г. Ставрополя обязана поставить Негрибода И.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления об этом.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Салова З.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, полагает суд допустил нарушение норм материального права и установленным по делу обстоятельствам дал неправильную оценку.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, доказательств в обоснование уважительности причин не явки в судебное заседание не представили, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
По смыслу п. 1 ст. 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 09 января 2010 г.) признано в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ " О ветеранах".
В соответствии с п. п. 1-3 ч.1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами с нанимателя жилого помещения по договору социального найма собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Негрибода И.А. является ветераном - участником Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением и справкой Военного комиссариата СК.
Негрибода И.А. зарегистрирован и проживает в квартире N " ... " по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ".
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права " ... " от " ... " года вышеуказанная квартира, состоящая из " ... " комнат, площадью " ... " кв.м., принадлежит на праве собственности по договору дарения от " ... " года " ... ", который является сыном заявителя.
Как следует из домовой книги, в указанной квартире зарегистрированы и проживают заявитель, его сын " ... ", " ... " - внучка, " ... " муж внучки, " ... " - правнучка, " ... " - правнук.
Факт проживания указанных граждан в квартире подтверждается и актом обследования жилищных условий гражданина, выполненного комиссией жилищного управления администрации г. Ставрополя 18.06.2012 года, согласно которому на каждого проживающего приходится " ... " кв.м. общей площади.
Пунктом 1.2. решения Ставропольской городской Думы 30.11.2005 N 184 установлена учетная норма площади жилого помещена г.Ставрополе в размере " ... " кв.м. общей площади приходящейся на 1 человека.
В связи с необеспеченностью необходимой жилой площадью 23.07.2012 года Негрибода И.А. обратился с заявлением к главе администрации г. Ставрополя о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением администрации г. Ставрополя Ставропольского края N 2954 от 24.08.2012 года заявителю отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 53. п. 3 ч. 1 ст. Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся к жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня: совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет к качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Из материалов дела следует, что действительно квартира N " ... ", расположенная в г. Ставрополе по ул. " ... ", ранее принадлежала на праве собственности Негрибода И.А. и " ... " года по договору дарения передана им сыну " ... ".
Однако данная сделка была обусловлена необходимостью получения надлежащего ухода со стороны сына, который жилья г. Ставрополе не имел, а при приватизации вышеназванной квартиры не был в неё включен.
Вышеуказанная квартира приватизирована Негрибодой И.А. на основании договора передачи жилья собственность от 18.06.1992 N 2-2251. На момент приватизации жилья сын заявителя " ... " также имел право на приватизацию, однако приватизации не участвовал.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-01/888/2012-8850 от 26.07.201 года следует в собственности " ... " значится только подаренная его отцом квартира.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что дарение в 2009 году было произведено Негрибода И.А. не с целью ухудшить свои жилищные условия и получения возможности состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий, а являлось вынужденной необходимостью и не связано с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, в администрацию г. Ставрополя ветеран обратился лишь в 2012 г., что также подтверждает тот факт, что у ветерана отсутствовал намерения ухудшить свои жилищные условия с целью состоять на жилищном учёте в администрации г. Ставрополя. Жилья в г. Ставрополе у Негрибода И.А. не имеется. Никакие помещения за ним на праве собственности не зарегистрированы.
При таких обстоятельствах, учитывая общую площадь квартиры, в котором проживает Негрибода И.А., возраст заявителя, состав лиц, проживающих в данной квартире, тот факт, что Негрибода И.А. нуждается в постоянном уходе со стороны родственников, суд приходит к выводу, что заявитель является лицом нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, постановление администрации Ставрополя от 24.08.2012 года N 2594 является незаконным, нарушающим жилищные права заявителя, и Негрибода И.А. подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник (ветеран) Великой Отечественной войны с момента подачи им заявления об этом.
Обоснованным является и решение суда в части отказа во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме " ... " рублей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.