Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 05 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя К. Ж.Е.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05 августа 2013 года
по исковому заявлению Е. Т.Ю. к администрации города Ставрополя об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Е.Т.Ю. обратилась в суд с иском к администрации г. Ставрополя об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав, что она зарегистрирована и проживает по адресу: г. " ... ", пер. " ... ", " ... ". Данный жилой дом находится в зоне оползня N " ... ", является непригодным для проживания. " ... "." ... "." ... " года включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации г. Ставрополя составом семьи " ... " человека. " ... "." ... "." ... " года обратилась с заявлением в администрацию г. Ставрополя на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Письмом от " ... "." ... "." ... " года N " ... " ей отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Считает, что действия администрации г. Ставрополя направлены на ограничение их прав в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Просила суд обязать администрацию г. Ставрополя предоставить Е.Т.Ю. на состав семьи из " ... " человек жилое помещение в границах г. Ставрополя в соответствии принятыми социальными нормами, состоящее из не менее двух комнат.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05 августа 2013 года исковые требования Е.Т. Ю. к администрации г. Ставрополя об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворены. На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность предоставить Е.Т. Ю. на состав семьи из " ... " человек жилое помещение в границах г. Ставрополя в соответствии принятыми социальными нормами, состоящее из не менее двух комнат.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя К.Ж.Е. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что из состава муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, которые по установленным только ЖК РФ признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указывает, что администрация города Ставрополя не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающих в индивидуальных жилых домах, пострадавших в результате воздействия природных факторов. Просит решение суда от 05.08.2013 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Е.Т.Ю. считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что своим бездействием администрация города Ставрополя ставит под сомнение жизнь и здоровье граждан, проживающих в помещении, признанном ей же непригодным для постоянного проживания. Полагает, что вынесенное решение отвечает всем требованиям действующего законодательства. Просит решение от 05.08.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав, представителя администрации города Ставрополя К.Ж.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Е.Т.Ю. и её представителя П.О.С., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе, создают условия для осуществления права на жилище.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы администрации г. Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года семья истца принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи " ... " человека: Е.Т.Ю., ее " ... " Е.СВ., " ... " Е.О.С. и " ... " Г.Д.А..
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Из приведенной нормы права следует, что только совместное проживание, равно как и ведение совместного хозяйства образует семью собственника
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что супруг с истицей не проживает, в состав ее семьи не входит, дочь истицы с ней также не проживает, после выхода замуж проживает с мужем и сыном, выехав из аварийного дома. Совместного хозяйства не ведут.
Согласно справки о составе семьи Е.Т.Ю., домовой книги, в настоящее время семья истицы состоит из " ... "человек, она и ее " ... " Г.Д.А., с которым она проживает и ведет совместное хозяйство, (л.д.17-18).
Согласно акту технического состояния жилого дома расположенного по адресу переулок " ... ", " ... ", по состоянию на " ... "." ... "." ... " года, утвержденным постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... ", указанный жилой дом признан непригодным для проживания, (л.д.16).
Е.Т.Ю. с " ... "." ... "." ... " года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, другого жилого помещения не имеет. Однако администрацией г. Ставрополя ей отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди.
В силу ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится предоставление в установленном порядке жилых помещений гражданам, нуждающимся в получении жилого помещения.
Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, гражданам, принятым на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, проживающим в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, не имеющим другого жилья. Установлено, что Епифанова Т.Ю. в установленном порядке принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и состоит на учете составом семьи из двух человек.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-о-п "По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации" установлено, что, реализуя конституционную обязанность по предоставлению жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что независимо от наличия, либо отсутствия Федеральных, краевых, муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди гражданам, жилые помещения которые признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара (либо иного стихийного бедствия), по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не стояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а по тому по смыслу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таковым может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения и, в случае проживания этих граждан в помещениях, признанных непригодными для проживания, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, они имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Ст. ст. 86, 88, 89 ЖК РФ определены требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В настоящее время норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе, в соответствии с Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи.
По смыслу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия, либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включение в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, данная норма Закона не имеет указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц данной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено Незамедлительно, после возникновения соответствующего субъективного права на получение Жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности.
Довод представителя администрации г. Ставрополя о том, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено только гражданам, признанным малоимущими несостоятелен, поскольку, как ст. 57 ЖК РФ предусматривает обязанность предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма вне очереди, чьи жилые помещения, в установленном порядке, признаны непригодными для постоянного проживания и такая обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления.
Предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и обеспечение каждого члена семьи жилым помещением, с учетом членов семьи, их родства.
Суд на законных основаниях пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Ставрополя обязанности предоставить Е.Т.Ю. на состав семьи из " ... " человек жилое помещение в границах г. Ставрополя в соответствии с принятыми социальными нормами, состоящее из не менее двух комнат.
Суд дал правовую оценку имеющимся в деле доказательствам. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, что не входит в полномочия суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.