Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Арзина И.В.,
судей Клепчи С.Н., Пшеничникова Д.В.,
с участием прокурора Тюсовой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Акимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 июня 2013года гражданское дело по заявлению Администрации Каргапольского района об изменении способа и порядка исполнения решения суда,
по частной жалобе Администрации Каргапольского района на определение Каргапольского районного суда Курганской области от 15 мая 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Администрации Каргапольского района Курганской области об изменении способа исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 15.08.2012., отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Клепчи С.Н., изложившего существо дела, доводы частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Каргапольского района обратилась в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда.
В обоснование заявления указала, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 15.08.2012. на Администрацию Каргапольского района возложена обязанность по предоставлению по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенным в общей площадью не менее кв.м.
В связи с внесением изменений в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации относительно предоставления жилых помещений указанной категории лиц на основании договора специализированного найма, просит изменить способ исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 15.08.2012. с предоставлением жилого помещения по договору социального найма на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
В судебном заседании представитель заявителя - Администрации Каргапольского района не участвовал, представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Взыскатель в рассмотрении дела не участвовала.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Каргапольского района в суд не явился, представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотрение заявления Администрации Каргапольского района в его отсутствие, считал заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель Каргапольского районного отдела УФССП России по Курганской области в суд не явился, в заявлении указал, что в Каргапольском РО УФССП России по Курганской области отсутствует на принудительном исполнении данное решение суда.
Прокурор считал заявление Администрации Каргапольского района не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе Администрация Каргапольского района выражает несогласие с вынесенным определением суда, просит его отменить. В обоснование доводов частной жалобы указывает на внесение изменений в законодательство Российской Федерации относительно предоставления жилых помещений категориям лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с изменениями, внесенным в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 жилые помещения детям-сиротам должны предоставляться по договорам найма специализированных жилых помещений. Указывает на заключение Администрацией Каргапольского района 20.11.2012 муниципального контракта на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в многоквартирном жилом доме по , где также будет обеспечена квартирой по мере поступления субвенций в бюджет района.
Главным управлением образования Курганской области и Департаментом строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области выделены субвенции по указанному муниципальному контракту, в размере 70%. Оставшаяся сумма субвенций не выделяется, поскольку областным бюджетом на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов предусмотрено выделение субвенций на предоставление указанной категории граждан лишь жилых помещений специализированного фонда. Средств на предоставление квартир по договорам социального найма бюджетом области не предусмотрено.
Согласно ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) - частная жалоба, представление прокурора на определениесуда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены определения судьи.
Из материалов дела усматривается, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 15.08.2012 удовлетворены исковые требования прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах к Администрации Каргапольского района Курганской области о предоставлении жилого помещения.
На Администрацию Каргапольского района Курганской области возложена обязанность предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в , соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее кв.м.
На момент рассмотрения настоящего дела решение суда не исполнено, исполнительное производство не возбуждалось.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений других органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Изменение способа и порядка исполнения решения предусматривает замену одного вида исполнения другим, без изменения существа принятого решения.
На основании ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вышеуказанные положения нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, препятствующих исполнению судебного решения либо затрудняющих его исполнение, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также о соблюдении прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Таким образом, по смыслу указанных норм права такие обстоятельства, исходя из которых суд вправе изменить способ и порядок его исполнения, должны носить исключительный характер, являясь существенным препятствием к исполнению должником решения суда.
Обращаясь с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 15.08.2012, и в обоснование доводов частной жалобы, заявитель в качестве основания, влекущего необходимость изменения способа и порядка исполнения решения суда, ссылался на изменения, внесенные в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым с 01.01.2013 предоставление жилых помещений указанной категории лиц осуществляется из специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма.
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разрешая заявленное Администрацией Каргапольского района требование об изменении способа и порядка исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что , являясь лицом, относящимся к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии, предусмотренные указанными выше нормами права, реализовала свое право на предоставление таких гарантий путем обращения в суд за защитой своих прав.
Отказывая в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения состоявшегося по делу судебного решения, суд первой инстанции также правильно исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своего требования, не относятся к тем, которые свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда.
При вынесении решения суда о предоставлении жилого помещения вопрос о предоставлении жилья по договору социального найма входил в предмет спора, по которому состоялось судебное решение. Таким образом, предоставление жилого помещения по договору специализированного найма будет свидетельствовать об изменении существа судебного решения. Вместе с тем, законодатель, предусматривая возможность изменения способа и порядка исполнения решения, исходит из того, что при разрешении заявления в порядке ст. 203 ГПК РФ не может быть изменено существо самого решения.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации Каргапольского района Курганской области является верным, поскольку при его удовлетворении будет, по сути, изменено содержание вступившего в законную силу решения суда, что противоречит закону и приведет к нарушению права истца.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на установленных судом обстоятельствах, не противоречат действующему законодательству, регулирующему порядок предоставления жилых помещений лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы частной жалобы об отсутствии денежных средств на приобретение квартир, предоставляемых по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также субвенций, выделение которых предусмотрено лишь для приобретения жилых помещений по договору специализированного найма указанной категории лиц, отмену оспариваемого определения суда не влекут и по существу сводятся к финансовым затруднениям, возникшим при исполнении вступившего в законную силу решения Каргапольского районного суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Каргапольского районного суда Курганской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Каргапольского района - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.