Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 9 июля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области удовлетворить.
Признать за право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере рублей копеек.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения прокурора г. Кургана Кабаковой О.В., согласившейся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Лебяжьевского района обратился в суд с иском в интересах Екимовой О.Н. к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (далее - ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств.
В обосновании указывал, что в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства были установлены нарушения прав Екимовой О.Н. на меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Главным управлением образования Курганской области установлен норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых педагогами жилых помещений. Екимова О.Н. проживает в жилом помещении по адресу: . За октябрь-декабрь и за ею оплачено электроэнергии на общую сумму руб коп., из которых ей возмещено руб. коп., не компенсированная часть расходов составила руб. коп. Просил признать за Екимовой О.Н. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с ответчиков денежные средства, потраченные на оплату освещения в размере руб. коп. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснил, что денежные средства, потраченные Екимовой О.Н., были рассчитаны за период с по .
Истец Екимова О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила суд рассмотреть дело без ее участия, заявленные прокурором требования поддержала.
Представитель ответчика Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном отзыве указал, что истцом не представлены необходимые документы в подтверждение заявленных требований.
Представитель ответчика ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве с иском не согласился, указал, что действия администрации ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" не противоречат нормативно-правовым актам по предоставлению мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, указывал, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия норматива потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, поскольку никаких нормативов Главным управлением образования Курганской области не устанавливалось. Считает, что понятие "освещение" жилого помещения не тождественно понятию "электроснабжение". Исковое заявление не содержит доказательств того, что на освещение педагогическими работниками было потрачено электроэнергии больше, чем в последующем оплачено образовательной организацией.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации осуществление финансирования расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку финансирование указанных расходов осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, освобождение педагогов от оплаты расходов на всю потребленную электроэнергию законом не предусмотрено, установлена компенсация только за освещение. При определении размера компенсации расходы на освещение жилого помещения исчислены расчетным методом, исходя из годового расхода электрической энергии на освещение и годового расхода электрической энергии потребляемой электробытовыми приборами. Доказательств того, что предъявленные к возмещению расходы на электроэнергию связаны только с освещением помещения, суду не представлено, в связи с чем нарушений прав истца не допущено. Также указывает, что судом установлено, что нарушение прав Екимовой О.Н. допущено работодателем, который, являясь казенным учреждением, может самостоятельно выступать в суде. Вины и незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Курганской области судом не установлено. В связи с указанным, суд необоснованно применил ст. ст. 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и произвел взыскание убытков с Финансового управления Курганской области.
В письменных возражениях Главное управление образования Курганской области выразило согласие с доводами апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области.
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области в письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор г. Кургана Кабакова О.В. с решением суда первой инстанции согласилась.
Представитель ответчика Финансового управления Курганской области, истец Екимова О.Н., представитель ответчика ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", представитель ответчика Главного управления образования Курганской области, представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения прокурора г. Кургана Кабаковой О.В. судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав прокурора г. Кургана Кабакову О.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Екимова О.Н. работает учителем в ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (л.д. 11, 12-13), проживает и зарегистрирована по адресу: (л.д. 8, 9).
Согласно квитанции ОАО "" оплата за потребленную электроэнергию по указанному адресу за период с по произведена Екимовой О.Н. в сумме руб. коп. (л.д. 10).
Согласно представленной в материалы дела справки от ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" за электроэнергию Екимовой О.Н. возмещено за - год руб. коп. (л.д. 15).
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" в редакции, применяемой к правоотношениям до 01.04.2010, педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
С 11.01.2011 в связи с изменениями, внесенными в абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.
В силу требований ст. 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Из всех приведенных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, после 01.03.2005 и до настоящего времени федеральным законодателем сохранено. Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Екимова О.Н. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Поскольку предоставляемая ей в - году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством, то суд обоснованно признал за Екимовой О.Н. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, так как такое право истец имела в - году в соответствии с нормами абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании".
Поскольку гарантированное государством право на предоставление истцу бесплатной жилой площади с отоплением и освещением было нарушено и для его восстановления Екимова О.Н. понесла убытки по оплате коммунальной услуги в полном объеме, судом правильно произведено взыскание со ссылкой на положения ст.ст. 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимости данной коммунальной услуги с Финансового управления Курганской области.
Утверждения представителей ответчиков о том, что в ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" закреплено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, поэтому возмещение расходов на освещение должно производиться исходя из норматива энергоснабжения на освещение жилого помещения без прибора учета, рассчитанного по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в отсутствие соответствующего правового акта субъекта Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права.
Положения указанного постановления устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержкой льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, основано на неверном токовании норм федерального законодательства.
Право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь было предусмотрено в 2011-2012 году абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ), а размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что наделение названной правовой нормой субъектов Российской Федерации правом на установление размера, условий и порядка возмещения таких расходов направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению самих льгот и не свидетельствует о передаче полномочий Российской Федерации по установлению льгот и по финансированию необходимых в связи с их предоставлением расходов субъектами Российской Федерации в соответствии с положениями п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из указанного следует, что субъектам Российской Федерации было передано право только определять размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывали жилищно-коммунальные услуги, для последующего учета в межбюджетных отношениях.
Статьей 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п. 12,13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида" согласно п.п. 1.1 Устава является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области.
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том то, что финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поэтому взыскание расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Курганской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Согласно ч. 1 ст. 327 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 апреля 2013 года по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств оставить без изменения,
апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.