Постановление Курганского областного суда от 16 августа 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Курганского областного суда Мочегаев Н.П., рассмотрев жалобу представителя Главы Кетовского района Курганской области Кокорина С.А. - Телегина А.Н. на постановление руководителя Курганского УФАС России от 14 декабря 2012 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 г., решение судьи Курганского областного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 113 от 14 декабря 2012 г. должностное лицо - Глава Кетовского района Кокорин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в размере руб.
Решением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 г. жалоба Главы Администрации Кетовского района Курганской области Кокорина С.А. оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.
Решением судьи Курганского областного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г. постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 14.12.2012, решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11.03.2013 оставлены без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд представитель Главы Кетовского района Курганской области Кокорина С.А. - Телегин А.Н. просит постановление о привлечении к административной ответственности и решения судей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование надзорной жалобы указывает, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского района Курганской области от 06.03.2012 первый заместитель Главы Администрации Кетовского района Курганской области Пиносов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Этим постановлением установлена вина Пиносова А.В. в принятии постановления Администрации Кетовского района от , ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок. Учитывая изложенное, полагает, что не может нести административную ответственность за правонарушение, виновным в совершении которого признано другое должностное лицо.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление руководителя УФАС России от , решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 г. и решение судьи Курганского областного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского района Курганской области от 06.03.2012 первый заместитель Главы Администрации Кетовского района Курганской области Пиносов А.В. от административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ освобожден, ему .
Из содержания постановления мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского района Курганской области от 06.03.2012 не следует, что постановление от было принято первым заместителем Главы Администрации Кетовского района Курганской области Пиносовым А.В. Указание о нарушении Пиносовым А.В. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в постановлении мирового судьи отсутствует.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, предусмотренными ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как видно из материалов дела, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по принято решение по делу , согласно которому в действиях Администрации Кетовского района Курганской области признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии нормативно-правового акта, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в Кетовском районе Курганской области; признано нарушение п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании преимущественных условий участия (в части установления дополнительных показателей) в торгах отдельным хозяйствующим субъектам.
Из материалов дела усматривается, что нормативно-правовым актом, ограничивающим конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в , является принятое С.А. постановление от о внесении изменений в постановление от "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пределах территорий муниципальных образований и ".
На основании заявления НП "Пассажирские перевозки" на постановление от "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения - было возбуждено дело в отношении по ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите конкуренции", Уставом муниципального образования города Кургана, Законом Курганской области от , "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом", Администрация Кетовского района утвердила порядок проведения Конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения. В соответствии с указанным Порядком, распределение маршрутов осуществляется путем проведения Конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения.
На официальном сайте Администрации Кетовского района опубликован Порядок проведения конкурса, утвержденный постановлением от ""Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения", утвержден порядок в соответствии с которым производится конкурс.
Вышеуказанная комиссия, исследовав письменные материалы, пришла к выводу о том, что в приложении оценочной таблицы в подпунктах , а также в абзацах 5, 6, 7, 8 подпункта "а" подпункте "д" подпункта 1.5 постановления от о внесении изменений в постановление от "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пределах территорий муниципальных образований и " усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о Защите конкуренции.
В ч. 3 информационной карты конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения в пункте "а" абзацах 5, 6, 7, 8, а также пункте "д" в приложении - оценочной таблицы, к информационной карте в подпунктах усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о Защите конкуренции.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 113 от 14 декабря 2013 г. Кокорин С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судьи Кетовского и Курганского областного судов исходили из того, что вина должностного лица Кокорина С.А. в совершении вменяемого правонарушения доказана в полном объеме и подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами.
Между тем с таким выводом судей согласиться нельзя, поскольку утвержденный порядок был принят во исполнение требований, установленных Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите конкуренции", Уставом муниципального образования города Кургана, Законом Курганской области от 3 марта 2009 г, N 441 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" и направлен на повышение уровня безопасности дорожного движения и предоставления более качественных услуг по перевозке пассажиров.
Приведенные выше показатели не препятствуют всем желающим осуществлять пассажирские перевозки участвовать в конкурсе. При проведении конкурса могут быть установлены показатели, по которым определяются перевозчики, которые могут оказать наиболее безопасные и благоприятные условия для граждан перевозки.
Оценочные показатели, указанные в приложении , напротив, способствуют объективному отбору перевозчиков в рамках конкурса и не ограничивают потенциальных участников для участия в конкурсе, не создают дискриминационные условия доступа на рынок.
Критерии отбора участников конкурса в приложении - оценочной таблицы, к информационной карте в подпунктах не могут рассматриваться как дискриминационными, поскольку требования о наличии у претендента возможности осуществления технического обслуживания и ремонта подвижного состава установлены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Исходя из содержания правовых норм, изложенных в постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
К основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств относят:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Наличие собственных помещений для обслуживания и ремонта автотранспорта, собственного оборудования и пункта технического осмотра транспортных средств, наличие в штате работников необходимой квалификации безусловно должно оцениваться выше (при выборе претендента), чем у претендента арендующих помещения, оборудование и пользующихся услугами сторонних ремонтных организаций, поскольку это относится к качеству выполняемых работ на постоянной основе и, как следствие, к безопасности перевозок.
К безопасности перевозок относятся и критерии пунктов 5 (наличие у юридического лица транспортных средств в собственности), 11 (наличие оборудованной стоянки для транспортных средств), поскольку их наличие исключает возможность допуска к автотранспорту посторонних лиц, поскольку вытекают из требований ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Пункт 10, предусматривающий возможность отдавать предпочтение претенденту имеющему больший стаж работы на рынке транспортных услуг, дает возможность тем предпринимателям и организациям, которые длительное время и без нарушений проработали на рынке транспортных услуг, зарекомендовали себя с положительной стороны, имеют преимущество перед претендентами, которые такого опыта работы не имеют, так же не может рассматриваться как нарушающий требования антимонопольного законодательства.
Наличие у претендента более новых, современных транспортных средств (п. 7) говорит о возможности оказания качественных услуг по перевозке пассажиров, поскольку более современные модели транспортных средств разрабатываются с более высокими требованиями к безопасности и удобству пассажиров.
Применение пункта - отсутствие нарушений условий лицензирования за последние три года только для претендентов, работающих на рынке Кетовского района не ограничивают иногородних претендентов на участие в конкурсе. Поскольку выдача и отзыв лицензии осуществляется соответствующим региональным органом, проверить такие данные в отношении иногородних затруднительно.
Исходя из изложенного, установленные критерии отбора участников конкурса не только не нарушают положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135 ФЗ "О защите конкуренции", но и направлены на повышение уровня безопасности дорожного движения и качество оказания услуг по перевозке пассажиров.
Указанное свидетельствует об отсутствии вины Кокорина С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, поэтому оспариваемые постановление руководителя Курганского УФАС России от 14 декабря 2012 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 г. и решение судьи Курганского областного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г. подлежат отмене, а производство по административному делу прекращению за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения.
Довод жалобы о том, что постановлением мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского района Курганской области от 06.03.2012 установлена вина первого заместителя Главы Администрации Кетовского района Курганской области Пиносова А.В. в принятии постановления от , не может быть принят во внимание, поскольку не влияет на существо спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление руководителя Курганского УФАС России от 14 декабря 2012 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 г., решение судьи Курганского областного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г. отменить, производство по делу в отношении должностного лица - Главы Кетовского района Кокорина прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя суда Н.П. Мочегаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.