Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Аврамовой Н.В., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в 05 сентября 2013 года гражданское дело по иску , действующей в интересах несовершеннолетних и , к Администрации и Правительству
о признании незаконным постановления Администрации о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановления на учете в качестве граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Администрации на решение Курганского городского суда от , которым постановлено:
"Исковые требования Мальцевой С.Ю. к Администрации удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от в части снятия с учета несовершеннолетних и .
Обязать Администрацию восстановить и на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с
В остальной части требования Мальцевой С.Ю. оставить без удовлетворения ввиду необоснованности."
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В., пояснения Мальцевой С.Ю., представителя Администрации , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальцева С.Ю., действующая в интересах несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А., обратилась в суд с иском к Администрации и Правительству о возложении обязанности восстановления на учете в качестве граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в черте , отвечающего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее кв.м, а также о возложении обязанности на Правительство профинансировать предоставление указанного благоустроенного жилого помещения, впоследствии дополнив предмет исковых требований требованиями о признании незаконным постановления Администрации от в части снятия несовершеннолетних Дедовых с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о возложении на Администрацию обязанности восстановления с малолетних Дедовых на учете в общей и льготной очередях в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований указала, что имеет двух внуков Дедова М.А., года рождения, Дедова Д.А., года рождения, родители которых лишены родительских прав в отношении указанных детей решением Курганского городского суда от . По ее заявлению согласно постановлениям Администрации от и от она была назначена опекуном своих внуков, и вышеуказанными постановлениями за несовершеннолетними было закреплено ее как опекуна жилье по адресу: , представляющее собой неприватизированную комнату в общежитии, площадью кв.м, предоставленную ей в связи с трудовыми отношениями. В комнате зарегистрированы и проживают несовершеннолетние внуки, она - их опекун, мать несовершеннолетних, лишенная родительских прав, Богомазова Я.М., а также гражданский муж истицы - Самарин Ю.А. Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от на Администрацию возложена обязанность поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А., которые были признаны нуждающимися в предоставлении жилья во внеочередном порядке. Решение суда Администрацией было исполнено, постановлением Администрации "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от малолетние Дедовы приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Регистрационный номер Дедова М.А. в льготном списке - , номер общей очереди - . Регистрационный номер Дедова Д.А. в льготном списке - номер общей очереди - . Постановлением Администрации от несовершеннолетние Дедовы были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении как дети, оставшиеся без попечения родителей, но не достигшие возраста 14 лет. Согласно ответа Отдела учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации от ей было отказано во включении опекаемых Дедова М.А. и Дедова Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, как не достигших возраста 14 лет. На момент снятия Дедова М.А. и Дедова Д.А. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в несовершеннолетние опекаемые продолжали проживать вместе с опекуном и ее гражданским мужем в неприватизированной комнате по адресу: . Мать детей, лишенная родительских прав, Богомазова Я.М. также продолжала проживать по указанному адресу, злоупотребляла спиртными напитками, неоднократно привлекалась к административной и уголовной ответственности, нарушала права детей и опекуна, устраивала скандалы в присутствии детей. Выселить ее законных оснований не имеется. В результате опекаемый Дедов состоит на учете у невропатолога. Полагала действия Администрации по снятию с льготной очереди на предоставление жилья несовершеннолетних и отказ Администрации о включении несовершеннолетних в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма незаконными, что и явилось основанием для предъявления изложенных в измененном исковом заявлении требований.
В судебном заседании истец Мальцева С.Ю. и ее представитель по устному ходатайству на уточненных исковых требованиях настаивали, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что во исполнение решения Курганского городского суда от несовершеннолетние Дедов М.А. и Дедов Д.А. Администрацией были поставлены на очередь в качестве нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке как дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Также подтвердила, что в связи с постановкой их на льготную очередь несовершеннолетние автоматически были включены в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с принятием Федерального закона РФ "О внесении изменений в отделенные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 29.02.2012 постановлением Администрации от Дедов и Дедов были сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения (по льготной и по общей очереди) ввиду недостижения ими возраста 14 лет. Кроме того, указала, что заявленные исковые требования о предоставлении опекаемым одного жилого помещения площадью не менее кв.м. нарушает права несовершеннолетних, поскольку в соответствии с законом каждый из детей-сирот имеет право на предоставление отдельного жилого помещения площадью не менее кв.м.
Представитель ответчика Правительства в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв на иск, в котором не согласился с заявленными требованиями и просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что федеральным законодательством с определено предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа из специализированного жилищного фонда и исключено право на внеочередное представление жилых помещений указанной категории граждан. Законодательством установлен заявительный порядок включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории . Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, достигших 14 летнего возраста, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дедов М.А. и Дедов Д.А. не достигли возраста 14 лет для включения в указанный список. В связи с изложенным полагал, что опекуном малолетних детей не представлено доказательств нарушения прав малолетних. Так же полагал, что Правительство по заявленным истцом к нему требованиям в соответствии с Законом "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству" от является ненадлежащим ответчиком, поскольку государственные полномочия по однократному предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых посещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов в городских округов ; а необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете на Законом "Об областном бюджете на и плановый период годов" от . Кроме того, финансовое обеспечение переданных вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношении между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, которые не предусматривают участие в них граждан, в связи с чем, заявляя требование о финансировании, истец, заявляя исковые требования в защиту прав физических лиц, фактически выступает в интересах муниципального образования. Так же сослался на то, что в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении не указана сумма финансирования, что повлечет неисполнимость судебного постановления.
Представитель третьего лица Главного управления образования , не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в судебном заседании не участвовал. О месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве поддержал доводы возражений по исковым требованиям, изложенным Правительством .
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация просит о его отмене и принятии нового решения об отказе Мальцевой С.Ю. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Вновь указывает на ранее изложенные в возражениях на исковые требования при рассмотрении дела судом первой инстанции доводы, согласно которыми в соответствии со вступившими с изменениями о порядке предоставления жилья детям, относящимся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми являются несовершеннолетние Дедовы, согласно порядка формирования списка, установленного статьей 6 Закона от "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории , в орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством , либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов , в случае их наделения государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ранее действующий учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории , прекратил свое существование. Законом предусмотрен иной порядок учета данной категории граждан путем формирования списка. Включение в данный список требует обязательного достижения 14-летнего возраста ребенка и носит заявительный порядок. Исходя из этого, решение суда в части восстановления несовершеннолетних на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с , является неисполнимым. Между тем несовершеннолетние не лишены права при достижении возраста 14 лет обратиться с данными требованиями при отказе во включении их в список.
В поступившем от Правительства отзыве на апелляционную жалобу выражается согласие с изложенными в ней доводами и содержится просьба о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Правительства .
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Мальцева С.Ю. полагала апелляционную жалобу необоснованной, решение суда - законным. Дополнительно пояснила, что в настоящее время мать детей Богомазова Я.М. осуждена на года лишения свободы и отбывает наказание.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и доводов апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и отмене решения Курганского городского суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным постановления Администрации в части снятия с учета несовершеннолетних Дедовых, возложения на Администрацию обязательства восстановить Дедовых на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с , с отказом Мальцевой С.Ю. в удовлетворении данной части исковых требований, заявленных в интересах Дедова М.А. и Дедова Д.А.
В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считаются установленными и не подлежат оспариванию обстоятельства, установленные ранее состоявшимся судебным постановлением по делу, в котором участвовали те же лица.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от удовлетворены исковые требования Мальцевой С.Ю., отказ Администрации г. Кургана в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилья несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А. признан незаконным; на Администрацию возложена обязанность поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А.; несовершеннолетние Дедов М.А. и Дедов Д.А. признаны нуждающимися в предоставлении жилья во внеочередном порядке.
Указанным решением признано, что Дедов М.А., года рождения, и Дедов Д.А., года рождения, имеют статус лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По решению Курганского городского суда от мать и отец несовершеннолетних Дедовых Дедова Я.М. и Дедов А.Н. были лишены родительских прав. Согласно постановлениям Администрации от и от Мальцева С.Ю. была назначена опекуном своих внуков Дедова и Дедова . Пунктом 4 вышеуказанных постановлений за несовершеннолетними было закреплено жилье опекуна по адресу:
Указанным решением суда установлена нуждаемость малолетних Дедовых в предоставлении в силу положений п.п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия судебного решения, жилья во внеочередном порядке, поскольку они являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общая площадь закрепленного за которыми жилого помещения составляет менее учетной нормы ( кв.м.), приходящегося на одного члена семьи.
Во исполнение решения Курганского городского суда от постановлением Администрации от Дедов М.А. и Дедов Д.А. были приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Регистрационный номер в льготном списке Дедова М.А. - , общая очередь номер ; регистрационный номер в льготном списке Дедова Д.А. - , общая очередь номер что подтверждено извещением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации от , (л.д. )
Постановлением Администрации от Дедов М.А. и Дедов Д.А. были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, как дети, оставшиеся без попечения родителей, но не достигшие возраста 14 лет в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законом от "О внесении изменений в некоторые законы ".
Как пояснили в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанции представители Администрации , Дедов М.А. и Дедов Д.А. были сняты указанным постановлением одновременно и с льготной и с общей очереди.
Согласно материалам дела закрепленное за несовершеннолетними жилое помещение по адресу: , является муниципальной комнатой, площадью кв.м, в общежитии. Согласно поквартирной карточке в комнате зарегистрированы и проживают Мальцева С.Ю., ее дочь Богомазова Я.М. и несовершеннолетние внуки Мальцевой С.Ю. Дедов И.А. и Дедов Д.А. Фактически, что следует из пояснений в суде апелляционной инстанции Мальцевой С.Ю., Богомазова Я.М. временно в данной комнате не проживает в связи с осуждением в приговором суда к трем годам лишения свободы.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость несовершеннолетних в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались участвующими в деле лицами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 8 ч. 1 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончаний прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, данными нормами закона определено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам указанной категории по достижении ими совершеннолетия и на основании их заявления путем заключения с ними договора.
Следовательно, ввиду недостижения на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего спора Дедовым М.А. и Дедовым Д.А. возраста, с которого они могли бы претендовать на получение жилого помещения и с ними могли бы быть заключены договоры найма специализированного жилого помещения, а так же принимая во внимание ухудшение положения несовершеннолетних предоставлением им одного жилого помещения, общей площадью не менее кв.м, при установленной законодателем возможности получения каждым из них отдельного жилого помещения по договору специализированного найма, судом первой инстанции правомерно ввиду необоснованности отказано Мальцевой С.Ю., действующей в интересах несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А., в удовлетворении исковых требований к Администрации и Правительству в части возложения обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения в черте , общей площадь не менее кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения и финансирования предоставления данного жилья.
Между тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Мальцевой С.Ю., действующей в интересах несовершеннолетних Дедовых, о признании незаконным постановления Администрации "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от в части снятия с учета несовершеннолетних Дедовых, и о возложении на Администрацию обязательства восстановить Дедовых на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с .
Так, Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью, исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57), и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч. 2 ст. 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
До 01.01.2013 к таким категориям относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц претерпел значительные изменения, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации утратил силу, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в новой редакции, не предусматривающей право детей-сирот и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилья.
С 1 января 2013 года в связи с вышеуказанными изменениями детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 ст. 8). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (п. 3 ст.8).
Порядок формирования списка установлен статьей от "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", согласно которой законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории (далее-список), в орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством , либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов , в случае их наделения государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ранее действующий учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории , прекратил свое существование. Законом предусмотрен иной порядок учета данной категории граждан путем формирования списка. Включение в данный список требует обязательного достижения 14-летнего возраста и носит заявительный порядок.
Судебная коллегия полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о праве малолетних с 01.01.2013 состоять на учете в общей очереди, поскольку основанием для постановки малолетних Дедовых на учет явилось решение Курганского городского суда, признавшее право малолетних на внеочередное предоставление им жилого помещения как детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в силу общих положений п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации
без учета статуса детей, как оставшихся без попечения родителей
).
Постановка малолетних Дедовых на общую очередь одновременно с постановкой в льготную очередь была вызвана возможностью предоставления гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данный принцип применения нормы ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации был отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований снятия с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении является утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С 01.01.2013 в связи с вступившими в силу изменениями в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, малолетние Дедовы утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона (до 1 января 2013 года).
Таким образом, обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникшие из судебных решений, вступивших в силу до 1 января 2013 года, подлежат исполнению путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения либо предоставления жилого помещения по договору социального найма. Однако в рассматриваемом споре обязательство по предоставлению жилья малолетним из судебного решения не возникло, поскольку отсутствует решение суда об обязанности Администрации предоставить по договору социального найма каждому малолетнему жилое помещение, площадью не менее кв.м. Решением Курганского городского суда суда от малолетние признаны лишь нуждающимися в предоставлении жилья во внеочередном порядке.
Таким образом, с учетом указанных требований закона, несовершеннолетние Дедов М.А. и Дедов Д.А. с 01.01.2013 утратили право состоять на льготной очереди ввиду исключения указанной категории граждан из перечня лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения при условии их нуждаемости в предоставлении жилого помещения, и соответственно на общей очереди, постановка на которую констатировала факт нуждающихся в предоставлении жилого помещения малолетним Дедовым для отнесения их к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространения на них положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ как на детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в жилом помещении, где на одного проживающего приходится общая площадь жилого помещения в размере менее учетной нормы.
С учетом изложенного необоснованна ссылка суда первой инстанции в обоснование вывода о восстановлении малолетних Дедовых в льготной и общей очереди на положения ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение городской Думы "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" от об установлении учетной нормы жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Так же несостоятельна и ссылка суда первой инстанции в обоснование незаконности постановления Администрации об исключении малолетних из общей и льготной очередей и соответственно в обоснование необходимости восстановления малолетних в льготной и общей очереди на положения ст. 6- "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" от , поскольку данная норма определяет основания для исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа из списка по предоставлению жилья, в который несовершеннолетние не включены и основания для включения в который судом первой инстанции обоснованно не установлены.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Мальцевой С.Ю., заявленные в интересах опекаемых Дедова М.А. и Дедова Д.А., в части отмены постановления Администрации от о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на льготной и общей очереди с даты постановки на учет () не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что постановление Администрации "О снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от в части снятия с учета несовершеннолетних Дедова М.А. и Дедова Д.А. не нарушает норм действующего законодательства, прав и законных интересов малолетних Дедовых, которые при достижении 14-летнего возраста не лишены права посредством их опекуна на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о включении их в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории , и при достижении 18 лет должны быть обеспечены жилыми помещениями по договорам специализированного найма.
В связи с изложенным решение суда в части удовлетворения исковых требований Мальцевой С.Ю., действующей в интересах несовершеннолетних Дедовых, к Администрации и Правительству о признании незаконным постановления Администрации "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от в части снятия с учета несовершеннолетних Дедовых, возложении на Администрацию обязательства восстановить малолетних на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с подлежит отмене, с отказом в удовлетворении данной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда от в части удовлетворения исковых требований , действующей в интересах несовершеннолетних и , к Администрации и Правительству о признании незаконным постановления Администрации "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от в части снятия с учета несовершеннолетних и , возложении на Администрацию обязательства восстановить и на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на льготной очереди и на общей очереди с отменить, и в удовлетворении данной части исковых требований , действующей в интересах несовершеннолетних и , отказать.
В остальной части решение Курганского городского суда от оставить без изменения.
Судья-председательствующий: Е.В. Прасол
Судьи: Н.В. Аврамова
Н.В. Шарыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.