Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Альменевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ягоднинского сельсовета Альменевского района, к администрации Иванковского сельсовета Альменевского района, к администрации Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, к администрации Юламановского сельсовета Альменевского района, к администрации Шариповского сельсовета Альменевского района, к администрации Чистовского сельсовета Альменевского района о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по условиям труда
по апелляционной жалобе администраций Юламановского, Чистовского, Ивановского, Танрыкуловского, Ягоднинского, Шариповского сельсоветов Альменевского района на решение Альменевского районного суда Курганской области от 11 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Альменевского района Курганской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ягоднинского сельсовета Альменевского района, администрацию Иванковского сельсовета Альменевского района, администрацию Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, администрацию Юламановского сельсовета Альменевского района, администрацию Шариповского сельсовета Альменевского района, администрацию Чистовского сельсовета Альменевского района провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по условиям труда в срок до .
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Альменевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к администрации Ягоднинского сельсовета Альменевского района, администрации Иванковского сельсовета Альменевского района, администрации Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, администрации Юламановского сельсовета Альменевского района, администрации Шариповского сельсовета Альменевского района, администрации Чистовского сельсовета Альменевского района Курганской области о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведены проверки исполнения трудового законодательства в деятельности администраций указанных сельских советов Альменевского района, в ходе которых обнаружено несоблюдение ответчиками требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Со ссылкой на Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда истец полагал, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Отсутствие аттестации рабочих мест нарушает права, свободы и законные интересы работников администраций, персональный состав которых систематически меняется и не может быть надлежащим образом определен.
Определением судьи Альменевского районного суда Курганской области от 24.05.2013 гражданские дела объединены в одном производстве.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца помощник прокурора Альменевского района Курганской области Астафьев Д.В. поддерживал заявленные исковые требования в полном объеме, указав, что аттестации подлежат все рабочие места.
Представитель ответчиков по доверенностям Ибатуллин Р.Ф. в суде первой инстанции с исковыми заявлениями согласился частично, считал, что аттестации подлежат не все рабочие места со ссылкой на новую редакцию пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Полагал, что необходимость проведения аттестации следует, исходя из условий труда, использования техники и оборудования, очевидного наличия и отсутствия вредного или опасного производственного фактора при выполнении трудовой функции и других факторов.
Представитель Государственной инспекции труда в Курганской области в качестве третьего лица представил заявление о рассмотрении дела без его участия, поддерживая исковое заявление.
Альменевским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит решение суда изменить в части возложения обязательств на администрации указанных в решении сельсоветов проведения аттестации всех рабочих мест и принять новое решение, исключающее обязанности проведения аттестации следующих рабочих мест: по администрации Юламановского сельсовета: главы сельсовета, главного специалиста, уборщицы; администрации Иванковского сельсовета: главы сельсовета, главного специалиста, уборщицы; администрации Чистовского сельсовета: главы сельсовета, главного специалиста, уборщицы; администрации Танрыкуловского сельсовета: главы сельсовета, главного специалиста, уборщицы; администрации Ягоднинского сельсовета: главы сельсовета, управляющего делами, уборщицы; администрации Шариповского сельсовета: главы сельсовета, главного специалиста, уборщика служебных помещений.
Автор апелляционной жалобы считает решение суда необоснованным и незаконным вследствие неправильного применения норм материального права, а именно неправильного истолкования закона и подзаконных актов, в частности ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от н.
Указывает, что с работодатель обязан проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника (п.п. 2, 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).
Полагает, что в силу Приказа Минтруда от н работодатели должны проводить аттестацию только тех рабочих мест, на которых велика вероятность получить производственную травму, а "неопасные" рабочие места вообще освобождены от аттестации. Порядок, по мнению автора жалобы, определяет закрытый перечень рабочих мест, связанных с источниками повышенной опасности, которые могут нанести вред здоровью.
Исходя из должностных инструкций перечисленных в апелляционной жалобе должностей, в их трудовые функции не входят работы, поименованные в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Считает, что аттестация всех имеющихся рабочих мест приведет к необоснованным финансовым затратам из бюджетов сельсоветов. На 2013 год в их бюджетах расходы на проведение аттестации не запланированы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Альменевского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчиков администраций Ягоднинского, Иванковского, Танрыкуловского, Юламановского, Шариповского, Чистовского сельсоветов Альменевского района, представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в телефонограмме представитель ответчиков просил рассмотреть дело без его участия. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия с учетом мнения прокурора полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда находит решение подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Альменевского района Курганской области в г. проведена документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства администраций Ягоднинского, Иванковского, Танрыкуловского, Юламановского, Шариповского, Чистовского сельсоветов Альменевского района Курганской области.
Штатным расписанием администрации Ягоднинского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на , и утвержденным главой сельсовета, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава сельсовета - 1; управляющий делами - 1; уборщица - 0,5; водитель - 0,5; пожарка - 4.
Штатным расписанием администрации Иванковского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на , и утвержденным главой администрации, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава администрации - 1; главный специалист по делопроизводству - 1; уборщица - 0,5; водитель пожарного поста - 4.
Штатным расписанием администрации Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на 2013 г., утвержденным главой администрации, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава администрации - 1; управляющий делами - 1; уборщица - 0,5; водитель - 4; слесарь - водопроводчик - 1; тракторист - 1.
Штатным расписанием администрации Юламановского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на , и утвержденным главой администрации, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава администрации - 1; главный специалист по делопроизводству - 1; уборщица - 0,5; водитель - 0,5; водитель пожарной машины - 3; старший водитель - 1; завхоз - 1.
Штатным расписанием администрации Шариповского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на , и утвержденным главой администрации, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава администрации - 1; управляющая делами - 1; водитель - 0,5; техничка - 0,5; истопник - 0,25; старший пожарник - 1; пожарный - 3.
Штатным расписанием администрации Чистовского сельсовета Альменевского района, составленным по состоянию на , и утвержденным главой администрации, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: глава сельсовета - 1; управляющая делами - 1; уборщица - 0,5; водитель - 0,5; пожарка - 4.
По предоставленной администрациями указанных сельсоветов в ходе прокурорской проверки информации аттестация указанных рабочих мест не проведена.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статьи 7, 37).
Одним из основных принципов правового регулирования, закрепленного в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требования безопасности и гигиены. С учетом этих требований Трудовым кодексом Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (часть 2 статьи 212 ТК РФ).
Удовлетворяя в полном объеме исковые требования прокурора, суд первой инстанции, сославшись на пункт 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России от н (в редакции Приказа Министерства труда России от -н) "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", пришел к выводу о том, что администрациями указанных в исковом заявлении сельсоветов Альменевского района Курганской области не обеспечены безопасные условия труда, нарушены требования статей 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. При этом суд в решении указал, что действующим трудовым законодательством, в том числе и подзаконными актами, никаких исключений в части аттестации рабочих мест не предусмотрено.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что он основан на неверном применении и толковании норм материального права.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", в соответствии с пунктом 4 которого аттестации подлежали все рабочие места работодателя, утратил силу с в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
Согласно пункту 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04 2011 н аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пунктом 4 названного Приказа в редакции Приказа Министерства труда Российской Федерации от н "О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от н" предусмотрено, что аттестации подлежат рабочие места работодателя "1", в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места "2"), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Исключением из подлежащих аттестации рабочих мест сноска "1" указывает рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Новая редакция пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда вступила в действие с .
Следовательно, работодатель в настоящее время должен проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, а только тех, которые предусматривают выполнение определенных видов работ (трудовой функции), при осуществлении которых есть реальная вероятность причинения вреда здоровью работника.
Приказ освободил от проведения аттестации тех работодателей, чьи работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, используемые периодически для нужд самой организации, или иную офисную оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Сноска "2" пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает, что вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).
Со времени организации администрации Ягоднинского, Иванковского, Танрыкуловского, Юламановского, Шариповского, Чистовского сельсоветов Альменевского района не проводили аттестации рабочих мест, в деле не представлено сведений, позволяющих определить необходимость проведения аттестации или отсутствие таковой рабочих мест всех должностей, указанных в штатных расписаниях ответчиков.
При этом представленные в материалах дела должностные инструкции сотрудников администраций не позволяют достоверно определить использование тем или иным работником, к примеру, ручного инструмента, как это предусмотрено пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, содержат несовпадения в наименовании должности по штатному распиванию и в должностной инструкции.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что работодатель должен самостоятельно определить рабочие места, подлежащие аттестации, предварительно создав локальные нормативные акты, устанавливающие технологические инструкции, рабочие инструкции, штатное расписание и другие документы, позволяющие определить трудовые функции того или иного работника. При отсутствии указанных документов решение суда, обязывающее ответчиков провести аттестацию всех рабочих мест, не может быть признано законным, поэтому подлежит отмене в указанной части с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований прокурора Альменевского района о возложении на ответчиков обязанности провести аттестацию только тех рабочих мест, которые поименованы в пункте 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Срок проведения аттестации рабочих мест определен также в пункте 4 указанного Порядка в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, в соответствии с которым аттестация рабочих мест должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
В указанной части установленный судом срок проведения аттестации рабочих мест до сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным в части возложения на ответчиков обязанности по аттестации всех рабочих мест, оно в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альменевского районного суда Курганской области от 11 июля 2013 года отменить в части возложения обязанности на администрацию Ягоднинского сельсовета Альменевского района, администрацию Иванковского сельсовета Альменевского района, администрацию Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, администрацию Юламановского сельсовета Альменевского района, администрацию Шариповского сельсовета Альменевского района, администрацию Чистовского сельсовета Альменевского района провести аттестацию всех рабочих мест.
Принять в указанной части новое решение, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Альменевского района удовлетворить в части.
Обязать администрацию Ягоднинского сельсовета Альменевского района, администрацию Иванковского сельсовета Альменевского района, администрацию Танрыкуловского сельсовета Альменевского района, администрацию Юламановского сельсовета Альменевского района, администрацию Шариповского сельсовета Альменевского района, администрацию Чистовского сельсовета Альменевского района
провести аттестацию рабочих мест, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов,
с последующей сертификацией организации работ по условиям труда в срок до 1 февраля 2014 года.
В остальной части решение Альменевского районного суда Курганской области от 11 июля 2013 года оставить без изменения.
Судья-председательствующий Е.В. Прасол
Судьи Н.В. Шарыпова
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.