Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 октября 2013 года гражданское дело по иску Чернышевой А.В. к Администрации г. Кургана о признании незаконным постановления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Чернышевой А.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования о признании незаконным постановления Администрации города Кургана от 16 января 2013 года, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на Администрацию города Кургана обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Чернышевой А.В. - Шангиной И.А., представителя ответчика Администрации г. Кургана- Яковлевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышева А.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о признании постановления от 16 января 2013 года N 124 незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления.
В обоснование иска указывала, что постановлением Администрации г. Кургана от 16 января 2013 года ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении. С указанным постановлением она не согласна, полагает, что оно препятствует ей в реализации права на получение жилья. Указывала, что поскольку она является вдовой участника Великой Отечественной войны, в собственности жилья на территории г. Кургана не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Жмакиной Г.В., членом семьи которой она не является, то имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шангина И.А. на удовлетворении иска настаивала. Дополнительно пояснила, что собственник квартиры, в которой проживает истец, Жмакина Г.В. не является родственником Чернышевой А.В., в связи с чем проживание истца в принадлежащей Жмакиной Г.В. квартире не может расцениваться как обеспеченность ее жильем.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Показаньев Б.А. с иском не согласился, указывая, что представленные истцом документы не дают ей права стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец обеспечена жилым помещением сверх установленной учетной нормы, она зарегистрирована и проживает одна в квартире площадью 34,2 кв.м., расположенной по в . Ранее указанная квартира принадлежала на праве собственности истцу и ее мужу, впоследствии они ее подарили Жмакиной Г.В. При этом договором дарения предусмотрено пожизненное право проживания истца в данной квартире.
Третье лицо Жмакина Г.В. в судебном заседании требования истца поддержала. Не оспаривая право Чернышевой А.В. на пожизненное проживание в спорной квартире, указывала, что намерена продать квартиру, в связи с чем вынуждена искать возможность переселить Чернышеву А.В.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Чернышева А.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы истец ссылается на доводы, ранее изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании. Полагает, что в судебном заседании с достоверностью было установлено, что она не является ни собственником, ни нанимателем, ни членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, поэтому оснований для вывода о том, что она обеспечена жилым помещением и не нуждается в улучшении жилищных условий, у суда не имелось. Указывает на ошибочность вывода суда об обеспеченности ее жильем в соответствии с договором дарения. Ссылаясь на положения ст. 168, 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец полагала условие договора дарения, предусматривающее сохранение за ней право пожизненного проживания в квартире, ничтожным, как противоречащее требованиям закона, поскольку при наличии встречной передачи вещи или права договор не признается дарением. Кроме того, указывает, что собственник квартиры в судебном заседании четко высказал свое намерение распорядиться своим имуществом.
В заседании судебной коллегии представитель истца Чернышевой А.В. - Шангина И.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана Яковлева Е.С. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что , года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", о чем свидетельствует имеющаяся в деле копия удостоверения серия В N 427940 (л.д. 31).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела следует, что 8 ноября 2012 года Чернышева А.В. обратилась в Администрацию г. Кургана с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г. Кургана от 16 января 2013 года Чернышевой А.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, проживая по , она имеет обеспеченность жильем свыше установленной учетной нормы площади жилого помещения - 34, 1 кв.м. на одного члена семьи (п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оспаривая указанное постановление об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец ссылалась на необеспеченность ее жилым помещением, поскольку ни собственником, ни нанимателем или членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения она не является.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей в жилых помещениях определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Администрации г. Кургана от 16 января 2013 года об отказе в постановке Чернышевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она обеспечена жилым помещением в пределах установленной учетной нормы и не является нуждающейся в предоставлении жилья.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
Из дела видно, что и на праве совместной собственности являлись собственниками квартиры, расположенной по адресу: на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от 10 ноября 1993 года, зарегистрированного Распоряжением Администрации города Кургана от 10 декабря 1993 года. Факт проживания Чернышевых в указанной квартире подтверждается поквартирной карточкой, представленной в материалы дела (л.д. 41).
12 октября 2007 года между , Чернышевой А.Н. (далее-дарители) и Жмакиной Г.В. (далее - одаряемая) заключен договор дарения однокомнатной квартиры А, общей полезной площадью 34, 1 кв.м., в том числе жилой площадью 19, 6 кв.м. (л.д. 28).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10 ноября 2007 года , Жмакина Г.В. является собственником 1-комнатной квартиры, площадью 34,1 кв.м., расположенной по адресу: (л.д. 34).
Судом установлено, что после заключения договора дарения Чернышева А.В. продолжает проживать в данном жилом помещении. Более того, согласно п. 7 указанного договора дарения состоящие на момент подписания договора в квартире на регистрационном учете , Чернышева А.В. сохраняют за собой право пожизненного проживания в ней.
умер , что подтверждается свидетельством о смерти от 31 января 2012 года (л.д. 30). В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает Чернышева А.В., что подтверждается справкой МКУ "Жилищная политика" от 13 июня 2013 года, справкой от 6 ноября 2012 года, выданной ФГУП " Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и не оспаривалось сторонами в судебном заседании (л.д. 39,40).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии нуждаемости истца Чернышевой А.В. в жилом помещении является правильным, поскольку истец одна проживает в квартире площадью 34,1 кв.м. (при учётной норме на одного человека 15 кв.м) на законных основаниях, то есть на основании условия договора дарения жилого помещения от 12 октября 2007 года, согласно которому истец (бывший собственник квартиры) после перехода права собственности на это помещение к Жмакиной Г.В. сохраняет право пользования этим помещением.
Таким образом, на момент обращения Чернышевой А.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и вынесения Администрацией г. Кургана оспариваемого постановления истец не имела законных оснований для постановки на этот учет, поскольку была обеспечена жилым помещением, общей площадью значительно превышающей учетную норму, установленную на территории муниципального образования "Город Курган".
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.