Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Тимофеевой С.В.,
при секретаре Капитулиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 октября 2013 г. гражданское дело по иску прокурора района в интересах Дребот к Правительству Курганской области и Муниципальному казенному учреждению Администрация района Курганской области об обязании МКУ Администрация района Курганской области предоставить Дребот Т.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площадью не менее 15 кв.м. на территории района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, обязании Правительство Курганской области профинансировать предоставление Дребот Т.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 25 июля 2013 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора района Курганской области в интересах Дребот удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация района Курганской области предоставить Дребот , года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления площадью не менее 15 кв. метров на территории района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Дребот благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор района в интересах Дребот Т.Ю. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению Администрация района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска, с учетом измененных исковых требований, указано, что истец Дребот Т.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать истца умерла, отец лишен родительских прав. С Дребот Т.Ю. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также закона Курганской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" просил обязать МУ Администрация района предоставить Дребот Т.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Дребот Т.Ю. жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Карпов Д.М. на иске настаивал.
Истец Дребот Т.Ю. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации района Тюменцева Ю.В. исковые требования в части предоставления жилого помещения признала, пояснила, что истец не обеспечена жилым помещением ввиду недостаточности финансирования.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Указал также, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых не предусмотрено.
Представители третьих лиц Финансового управления Курганской области и Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в письменном отзыве просили дело рассмотреть в их отсутствие. Указали, что финансовое обеспечение полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области. Кроме того, с 1 января 2013 г. законодательством исключено внеочередное право на предоставление жилья детям-сиротам.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства при Администрации района Дашко Е.В. исковые требования поддержала, полагая их обоснованными.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, кроме того, предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Указывает, что судом при разрешении спора не выяснен вопрос о наличии в собственности супруга истца жилого помещения, наличие которого также может служить основанием для отказа в иске. Считает, что требования прокурора не подлежали разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Кроме того, судом не применены нормы материального права, из которых следует, что Правительство Курганской области не принимает участия в реализации Закона Курганской области N 288 и Порядка расходования субвенций на однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и на Правительство Курганской области, как неуполномоченный орган, не может быть возложена обязанность по финансированию.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. в судебном заседании выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Из материалов дела усматривается, что истец Дребот (до регистрации брака - Брагина) родилась в д. Курганской области, что подтверждается повторным свидетельством о рождении I-БС от , свидетельством о заключении брака I-БС от
Согласно свидетельству о смерти I-БС от мать истца Брагина М.С. умерла
Отец истца Брагин Ю.М. решением Макушинского районного суда Курганской области от лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Брагиной .
Постановлением Администрации района Курганской области от над несовершеннолетней Брагиной Т.С. установлено попечительство, попечителем назначена За несовершеннолетней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .
На основании постановления Администрации главы района Курганской области от Дребот Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и значится в данном списке под N ; постановление главы района от о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признано утратившим силу.
С Дребот Т.Ю. проходит обучение в ГБОУ СПО "", окончание обучения -
В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: проживает с супругом Дребот В.И. по адресу: , принадлежащем на праве собственности Дребот И.Г. и Дребот Л.И.
Закрепленное за истцом жилое помещение по Межведомственной комиссией района Курганской области от признано непригодным для проживания, кроме того, жилое помещение по ул. в том же населенном пункте Межведомственной комиссией района Курганской области от также признано непригодным для проживания. Иного жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности истец не имеет.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции верно установлена принадлежность Дребот Т.Ю. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) с 1 января 2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 1 января 2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее по тексту Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6).
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств (п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Доводы апелляционной жалобы о зависимости предоставления жилья детям-сиротам от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, указывающими на отсутствие нормативного основания для внеочередного предоставления жилья Дребот Т.Ю. являются несостоятельным и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
Начиная с 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (далее Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам).
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобе, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма при наступлении 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом наличия у истицы не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением обязанности на Администрацию района.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию района обязанность по предоставлению истцу Дребот Т.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории района в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации района предоставления Дребот Т.Ю. жилого помещения судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
Как указано выше постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом предусмотрено выделение субвенций в 2013 г. органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Выделение субвенций предусмотрено также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены субвенции за счет средств областного бюджета в размере 3288 тыс.руб. По состоянию на денежные средства в бюджет района не поступали.
Согласно информации Администрации района, для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей начато строительство жилого дома по ул. , на строительство которого необходимы денежные средства в размере 11167200 руб. Финансирование строительства будет произведено при готовности 70% жилого дома, жилые помещения в данном доме планируется предоставить детям-сиротам в порядке исполнения уже состоявшихся решений суда. В число данных лиц Дребот Т.Ю. не входит.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истице жилого помещения. Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Дребот Т.Ю. жилого помещения является законным.
Удовлетворяя исковые требования Дребот Т.Ю., суд первой инстанции обоснованно, с учетом вышеприведенных норм, указал в решении о том, что финансирование предоставления жилого помещения истцу должно быть произведено за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению администрацией муниципального образования жилого помещения Дребот Т.Ю. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем спор не подведомственен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что судом не выяснен вопрос о наличии в собственности супруга истца жилого помещения основанием для отмены решения суда не являются, поскольку право Дребот Т.Ю. на получение жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной защите указанной выше категории граждан не оспорено, с учета она не снята.
Таким образом, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 25 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Прасол Е.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Тимофеева С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.