Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Черновой Н.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12.11.2013 гражданское дело по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и финансирования мероприятий по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Белозерского районного суда Курганской области от 20.08.2013, которым постановлено:
исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и финансирования мероприятий по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Белозерского района Курганской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению Администрацией Белозерского района Курганской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Белозерского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Белозерского района обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области, на Правительство Курганской области - обязанности профинансировать предоставление истцу указанного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Белозерского района по обращению проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - и отец решениями Белозерского районного суда Курганской области от и от соответственно, лишены родительских прав. Постановлением главы Белозерского района Курганской области от над несовершеннолетним установлено попечительство. Распоряжением Администрации Белозерского района от -р поставлен на учет в качестве нуждающегося в приобретении жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 (в редакции Закона Курганской области от 25.12.2012) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", прокурор полагал, что имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере 18 кв.м. Обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Администрацию Белозерского района, обязанность по финансированию предоставления жилья истцу - на Правительство Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Белозерского района Курганской области на удовлетворении иска настаивал.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Белозерского района Курганской области исковые требования признал.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве с исковым заявлением прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица сектора по опеке и попечительству муниципального учреждения Отдела народного образования Администрации Белозерского района Курганской области в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Белозерским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе прокурору в иске, поскольку с 01.01.2013 законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан и отсутствием правового основания возложения на Правительство Курганской области обязательств по финансированию предоставления жилья истцу. Указанное требование не подлежало разбирательству в данном споре, так как касается межбюджетных отношений, и как следствие, разрешение данного спора не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Белозерского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобы Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец , представители ответчиков и третьих лиц, извещены надлежаще, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что , года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Родители - и решениями Белозерского районного суда Курганской области от и от соответственно, были лишены родительских прав в отношении сына (л.д. 48-51).
Постановлением главы Белозерского района Курганской области от над несовершеннолетним установлено попечительство (л.д. 14).
Распоряжением Администрации Белозерского района от -р внесен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 17).
жильем не обеспечен, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 15).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции правильно установил принадлежность к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Белозерского района Курганской области. Право на получение жилья истец не реализовал в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах исковых требований о предоставлении ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Белозерской районной Думы Курганской области от 24.06.2008 N 51 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и средней стоимости 1 квадратного метра площади жилого помещения в Белозерском районе" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Белозерского района, установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 54).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" - предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным Законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Белозерского района Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв.м. общей площади, благоустроенного, применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), являются необоснованными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается, как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Белозерского района, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья , не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белозерского районного суда Курганской области от 20.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.