Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Метелёвой Г.Н.
судей Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Артемовой О.В.
рассмотрела 18 февраля 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 06 декабря 2012 года по иску Лютой М.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав Лютую М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лютая М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (далее - УПФР) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию (л.д. 5-7).
Уточнив требования, окончательно просила признать незаконными решение УПФР N325409/12 об отказе в назначении пенсии и протоколы N554 от 18.06.2012 г. и N726 от 06.08.2012 г. в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в льготном исчислении периодов работы с 06.09.1991 г. по 28.12.1994 г., с 08.09.1996 г. по 31.12.1996 г., с 09.08.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности ****, включить в специальный стаж эти периоды в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.08.1990 г. по 01.01.1991 г., дни дополнительного отдыха за сдачу крови 30.08.2006 г., 07.11.2006 г., 02-03.04.2007 г., 01.06.2007 г., 29.08.2007 г., 07.12.2007 г., 10.12.2007 г., 13-14.05.2008 г., 19.09.2008 г., 26.09.2008 г.; признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить пенсию с 08.06.2012 г.
2
В обоснование требований указала, что УПФР в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа. При этом в специальный стаж не засчитаны вышеуказанные периоды её работы, с чем она не согласна (л.д. 132-132,173-176).
Суд постановил решение, которым признал незаконным и отменил решение УПФР N325409/12 от 18 июня 2012 г. Возложил на УПФР обязанность включить в стаж работы Лютой М.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в льготном исчислении с 06.09.1991 г. по 28.12.1994 г., с 08.09.1996 г. по 31.12.1996 г., с 09.08.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности ****; в календарном исчислении: период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.08.1990 г. по 01.01.1991 г., дни дополнительного отдыха за сдачу крови 30.08.2006 г., 07.11.2006 г., 02-03.04.2007 г., 01.06.2007 г., 29.08.2007 г., 07.12.2007 г., 10.12.2007 г., 13-14.05.2007 г., 19.09.2008 г., 26.09.2008 г. и назначить Лютой М.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с 08.06.2012 г.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что областное бюро судебно-медицинский экспертизы не предусмотрено п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464. Согласно выписке из лицевого счета истца следует, что за периоды ее работы с 07.07.1997 г. по 08.08.1999 г. отсутствуют коды выслуги лет.
Представитель ответчика УПФР о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 08.06.2012 г. Лютая М.Г. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
УПФР период работы истца с 16.04.1990 г. по 31.10.1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта химической лаборатории в Челябинском бюро судебно-медицинской экспертизы был зачтен в
3
специальный стаж не в льготном, а в календарном исчислении, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, по беременности и родам, по уходу за ребенком, за сдачу крови, на учебе, поскольку Списком 1991 г. профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, не предусмотрено Областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Специальный стаж истца исчислен в количестве 27 лет 00 мес. (л.д. 10-17).
06.08.2012г. комиссией ответчика повторно был рассмотрен вопрос реализации пенсионных прав застрахованного лица Лютой М.Г. Согласно протоколу УПФР N 726 от 06.08.2012 г. в специальный стаж истца дополнительно включен период ее работы с 01.08.1986 г. по 13.04.1990 г., в связи с чем общая продолжительность специального стажа Лютой М.Г. с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N2-П (при календарном исчислении спорного периода времени), составила 28 лет 3 мес. 12 дней (л.д. 58-61).
В соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа необходимого для назначения досрочной пенсии по старости до введения в действие нового правового регулирования, действовавшие до 31.12.2001г.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов
4
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п. 3, 5 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрены отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы и врачи - судебно-медицинские эксперты, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Аналогичные наименования учреждений и должностей предусмотрены Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464, предусмотрено, что врачам - судебно-медицинским экспертам и среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских
отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях необходимо считать за один год и 6 месяцев.
Пунктами 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в соответствии с которыми вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности должен решаться исходя из конкретных обстоятельств (характера и специфики осуществления работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций и т.п.).
Удовлетворяя требования истицы о включении в ее специальный трудовой стаж в льготном исчислении спорных периодов работы общей продолжительностью 3 года 10 месяцев 9 дней, в связи с чем специальный стаж увеличивается на 1 год 11 месяцев 5 дней, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в указанный период Лютая М.Г. работала в учреждении и должности, предусмотренных соответствующими Списками, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в указанной части.
При этом суд первой инстанции верно в качестве доказательств работы истицы в спорный период в учреждении и должностях, предусмотренных соответствующими Списками, сослался на штатное расписание Бюро судебно-медицинской экспертизы Челябинской области управления здравоохранения Челябинского исполкома на 1990 год (л.д. 101-103); должностные обязанности судебно-медицинского эксперта судебно-химического отделения ЧОБСМЭ (л.д. 182-183), акты судебно-медицинского (судебно-химического) исследования (л.д. 184-187,188-191), из которых следует, что в обязанности Лютой М.Г., работавшей с 1991 года по 1999 год в должности ****, входило ежедневное исследование трупного материала при проведении порученных ей судебно-медицинских экспертиз и другие виды экспертной работы; письмо начальника ГБУЗ "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" N5423 от 06.12.2012 г. (л.д. 202-203) о том, что должностные обязанности Лютой М.Г. как **** с 16.04.1990 года по настоящее время не изменились, работа данного специалиста всегда была связана с работой с трупным материалом, и заключается в непосредственной работе по производству судебно-химических экспертиз и исследований.
Выводы суда о включении в специальный стаж Лютой М.Г., работавшей ****, периода обучения на курсах повышения квалификации по специальности, а также дней дополнительного отдыха за сдачу крови мотивированы, являются правильными, никем не оспариваются.
С учетом включенных в специальный трудовой стаж истицы периодов ее работы в льготном исчислении на основании данного решения суда и периодов работы истицы, засчитанных в ее специальный трудовой стаж ответчиком, специальный трудовой стаж истицы на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил более 30 лет (28 лет 3 месяца 12 дней + 1 год 11 месяцев 5 дней + 4 месяца 2 дня + 13 дней), что является основанием для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней.
Таким образом, суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что областное бюро судебно-медицинской экспертизы не предусмотрено п. 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно включил спорные периоды в специальный стаж в льготном исчислении.
Из имеющегося в материалах дела штатного расписания следует, что ГБУЗ "Челябинской областное бюро судебно-медицинской экспертизы" обслуживало Челябинскую область, то есть включение в наименование бюро судебно-медицинской экспертизы слова "областное" указывало лишь на обозначение территории обслуживания данным учреждением. Однако само по себе указание в наименовании учреждения на территорию обслуживания не свидетельствует о том, что такое учреждение не является учреждением судебно-медицинской экспертизы, это обстоятельство не может влиять на пенсионные права истицы. Кроме того, абз.2 п. 3 Правил предусмотрено, что наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Довод апелляционной жалобы о том, что льготное исчисление стажа невозможно в связи с отсутствием данных об особом характере труда истицы в сведениях индивидуального персонифицированного учета, не может служить основанием к отмене решения, поскольку реализация трудовых и пенсионных прав работника не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения работодателем обязанности по предоставлению
7
достоверных сведений в Пенсионный фонд РФ.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Челябинска от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.