Постановление Челябинского областного суда от 01 марта 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" Гельмель В.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Троицкого района Челябинской области от 08 октября 2012г. и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 04 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Троицкого района Челябинской области от 08 октября 2012г. администрация муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 100 000, 0 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 04 декабря 2012г. указанное постановление мирового судьи изменено. Из описательной части постановления исключены выводы о совершении действий администрацией муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" по невыполнению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 19 постановления.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" Гельмель В.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьями, 08 августа 2012г. при проверке юридического лица -администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское", расположенного по адресу: Челябинская область, Троицкий район, п. ***, было установлено, что администрацией муниципального образования "Сельское поселение
2
Новомирское" не были выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно:
1. отсутствует система оповещения населения об опасностях, npи возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2. не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3. не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4. члены комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности не прошли обучение (повышение квалификации) в области ЧС;
5. работники органов местного самоуправления, созданные муниципальные предприятия и учреждения не обеспечены дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно - химических опасных веществ на 40 % от общей численности;
6. работники органов местного самоуправления, созданные муниципальные предприятия и учреждения не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30 % от общей численности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Поскольку факт совершения администрацией муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" подтвержден протоколом об административном правонарушении от 08 августа 2012г., актом проверки N 498 от 08 августа 2012г., распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод о наличии в действиях администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20. 6 КоАП РФ, является правильным.
Судья районного суда, проверив законность нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, исключил следующие нарушения ввиду их необоснованности: отсутствует паспорт безопасности муниципального образования; отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС; отсутствует план основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год; отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС;
отсутствует план эвакуации; не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций; председатель комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности не прошел обучение (повышение квалификации) в области ЧС; не проводится обучение в области ЧС с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; не проводится обучение в области ЧС с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания; не проводятся командно - штабные учения по действиям при возникновении ЧС; не проводятся тактико - специальные учения с участием аварийно - спасательных служб и аварийно - спасательных формирований; не проводятся комплексные учения тренировки по действиям при возникновении ЧС; не созданы не организована деятельность аварийно - спасательных служб и (или) аварийно - спасательных формирований на территории поселения.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования "Сельское поселенк; Новомирское" не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы жалобы о том, что на администрацию муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" как на юридическое лицо действующем законодательством не возложены обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, основаны на ошибочном толковании закона.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с п.п. 2, 2.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68 - ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
4
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделени-т эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Утверждения в жалобе о незаконности проведения проверки несостоятельны.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного
5
контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 339.
Основанием для принятия Распоряжения N 442 от 31.07.2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ -П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 о мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, поручено в том числе:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России. На территории РФ в целях предупреждения и ликвидации ЧС существует единая система предупреждения и ликвидации ЧС. Ее составными частями (п.6 постановления правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003г.) на каждом уровне системы (Федеральном, субъектовом, муниципальном, объектовом) являются: органы управления - координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления; силы и
6
средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Основой обеспечения надежной защиты населения и территорий от ЧС является, прежде всего, надлежащая готовность сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС, включая своевременное оповещение о ней, в сочетании с должной подготовкой населения к действиям в указанных ситуациях.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Решение судьи Троицкого районного суда от 19 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования "Родниковское сельское поселение" для рассматриваемого дела об административном правонарушении преюдициального значения не имеет, доводы жалобы об этом не состоятельны.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Троицкого района Челябинской области 08 октября 2012г. и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 04 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - администрации муниципального образования "Сельское поселение Новомирское" Гельмель В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.