Постановление Челябинского областного суда от 11 марта 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Белашкина А.И. - Халиковой Э.Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Сосновского района Челябинской области от 06 ноября 2012г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Белашкина А.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Сосновского района Челябинской области от 06 ноября 2012г. глава администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Белашкин А.И. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему в соответствии с положениями ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе защитника Белашкина А.И. - Халиковой Э.Р., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, с 03 августа 2012г. по 07 августа 2012г. отделом надзорной деятельности N 17, совместно с отделом надзорной деятельности N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия -наводнения в Краснодарском крае, поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением администрацией Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Вознесенка, ул. ******, требований законодательства в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении проверки установлено, что глава администрации
2
Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Белашкин А.И. не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в области гражданской обороны, на территории Вознесенского сельского поселения, тем самым совершены административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 20.6 и ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения главой администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района' Челябинской области Белашкиным А.И. подтвержден протоколами об административном правонарушении от 06 сентября 2012г., актом проверки N 159 от 07 августа 2012г., распоряжением N 159 от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях главы администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Белашкина А.И. составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет административное наказание.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии в действиях главы администрации Вознесенского сельского поселения Белашкина А.И. составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, ч.2 ст. 20.7 опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании распоряжения ВрИО начальника ОНД N 17 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 159 от 30 июля 2012г. заместителем Главного государственного инспектора Сосновского муниципального района по пожарному надзору с 03 августа 2012г. по 07 августа 2012г. в отношении администрации Вознесенского сельского поселения проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-
3
наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ-П-4-4073.
В ходе указанной проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, были выявлены следующие нарушения:
1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления). Отсутствует постановление, распоряжение главы органа местного самоуправления о создании постоянно действующего органа управления единой системы - уполномоченного работника (Федеральный Закон 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, п.п. "з"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10,абзац 4, Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 12- зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N12740).
2. Не назначено лицо, уполномоченное за решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, отсутствует положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС, штатное расписание, не определены функциональные обязанности (Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30,12.2003 года, пункт 10, абзац 7; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 12- зарегистрирован в (Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740).
3. Отсутствует координационный орган единой системы РСЧС, постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления, о создании миссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 7, абзац 3).
4. Отсутствует положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, план работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, заседания КЧС ПБ, отчетные документы (протоколы, решения) (Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8, абзац 1).
5. Отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС; постановление, распоряжение главы органа местного самоуправления: о создании ЕДДС, определяющее состав и положения о ЕДДС. (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "в"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N400-CT).
6. Отсутствует система оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановление, распоряжения главы органа местного самоуправления на осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
4
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, документация, определяющая порядок оповещения населения и работу систем оповещения, в том числе:
-договоры с организациями, имеющими на балансе и (или) эксплуатирующими, обслуживающими системы оповещения населения;
-инструкции о порядке оповещения населения;
-инструкции по порядку задействования системы оповещения, её соответствие требованиям руководящих документов;
-соглашения и инструкции о порядке взаимодействия со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи включая: Интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
-инструкции о взаимодействии с ЕДДС главного управления МЧС России субъекта Российской Федерации;
-подтверждающие документы эксплуатационно - технического обслуживания технических средств системы оповещения;
-методические рекомендации по работе систем оповещения (при их отсутствии - оказать помощь в разработке).
Отсутствует возможность управления системой оповещения с пультов управления, расположенных на основном и запасном пунктах управления, отсутствует и не работает прямая телефонной связи и радиосвязи дежурного диспетчера с оперативными дежурными службами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не исправное состояние систем (источников) резервного энергоснабжения (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "в"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4, ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N400 -CT).
7. Отсутствует паспорт безопасности муниципального образования (Решение совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13.11.2003 года, протокол N 4; Приказ МЧС Российской Федерации N 484 от 25.10.2004 года -зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 г. N 6144).
8. Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС (Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 23).
9. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012год, (Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 4, - зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740).
10. Отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС, (Приказ МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 года N 621, -зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2005 года N 6514).
5
11. Отсутствует план эвакуации, эвакуационная комиссия, положение об эвакуационной комиссии (Федеральный Закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 4; Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "б"; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 9 - зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740).
12. Не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, отсутствует постановление, распоряжение главы органа местного самоуправления о создании комиссии по поддержанию устойчивого функционирования (ПУФ), наличие положения о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ, отчетные документы о заседании комиссии по ПУФ (Федеральный Закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 5; Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "ж").
13. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "д"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20).
14. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами, отсутствует удостоверений о прохождении обучения (повышение квалификации не менее 72 часа) членами КЧС и ПБ (Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 8, -зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
15. Не пройдено обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, отсутствует удостоверение о прохождении обучения (повышение квалификации не менее 72 часа) уполномоченного работника (Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, п.п. "д", пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Постановление Правительства Российской Федерации N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, п.п. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 18-20, - зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
16. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы, отсутствует удостоверение о прохождении обучения (повышение квалификации не менее 72 часа) руководителем и специалистами ЕДДС (Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, п.п. "д", пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Постановление Правительства Российской Федерации N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, п.п. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 27, -зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
6
17. Не проведено обучение с лицами, занятыми в.сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население, отсутствует постановление главы об организации подготовки в 2012 году (учебные группы (20-25 чел.), не определены руководители учебных групп, состав групп, программа обучения тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов, расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий, отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "а", Федеральный Закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2, Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года, Постановление Правительства Российской Федерации N 841 от 2.11.2000 года).
18. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население), отсутствует постановление главы об организации подготовки в 2012 году (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "а"; Федеральный Закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2; Постановление правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года; Постановление Правительства Российской Федерации N841 от 2.11.2000 года).
19. Не проведено командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС, не предоставлены отчетные документы о проведении командно-штабного учения (штабной тренировки) (Постановление Правительства Российской Федерации от N 547 от 4.09.2003 года, пункт 8).
20. Не проведено тактико-специальное учение с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, (с участием формирований постоянной готовности -1 раз в год), не предоставлены отчетные документы о проведении тактико-специального учения (Постановление Правительства Российской Федерации от N 547 от 4.09.2003 года, пункт 9).
21. Не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС, не предоставлены отчетные документы о проведении комплексного учения (тренировки) (Постановление Правительства Российской Федерации от N 547 от 4.09.2003 года, пункт 10).
22. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "д"; Федеральный Закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 4, абзац 3, пункт 8, - зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384; Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года, - зарегистрирован в Минюсте
7
29.07.2003 года N 4934).
23. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты, отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты (Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел V-X, -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384). (Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года, -зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003 года N4934).
24. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности, не предоставлены ведомости об обеспеченности работников дополнительными патронами к противогазам, (Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел П, пункт 9, - зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384).
25. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников, не предоставлены ведомости об обеспеченности работников СИЗ (Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 9, -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384).
26. Не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, отсутствует оснащение и не проведена подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий, не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технические, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (Федеральный Закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, ст. 11, пункт 2, п.п. "а", п.п. "е"; Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года; Федеральный закон N 151-ФЗ от 22 августа 1995 года; Постановление Правительства Российской Федерации N 1479 от 22 ноября 1997 года).
27. Отсутствует план гражданской обороны (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 1; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14 ноября 2008года пункт 5-6 -зарегистрирован в Минюсте РФ 26 ноября 2008 года N 12740).
28. Отсутствует план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Постановление Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 года; Приказ МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621, раздел I, пункт 9 - зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 апреля 2005 года N 6514).
29. Не создано содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года статья 8, пункт 2, абзац
8
6,; Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 года N 1340; Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N 379).).
30. Не создано оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация деятельности, отсутствует постановление, распоряжение главы органа местного самоуправления о создании курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне (Постановление Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года пункт 5, подпункт "в"; приказ МЧС России N 687от 14 ноября 2008 года ст. 15.1).
По результатам проведенной проверки 06 сентября 2012г. заместителем Главного государственного инспектора Сосновского муниципального района по пожарному надзору в отношении администрации Вознесенского сельского поселения составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
В п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности:
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008г. план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации -главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 4 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г. предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют обеспечение работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты.
9
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, данное правило предусмотрено п.9 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г.
Согласно п.2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В силу п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из материалов дела следует, что администрация Вознесенского сельского поселения является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законном порядке, Главой Вознесенского сельского поселения назначен Белашкин А.И.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку администрация Вознесенского сельского поселения обязана
10
выполнять предусмотренные законодательством требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно выполнять требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, а также в области гражданской обороны, то вывод мирового судьи о наличии в действиях главы администрации Вознесенского сельского поселения Белашкина А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 и ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что главой администрации Вознесенского сельского поселения Белашкиным А.И. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по выполнению установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Утверждение в жалобе о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", необоснованно.
Так, согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Доводы жалобы о незаконности проведения проверки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения ВрИО начальника отдела надзорной деятельности N 17
11
Главного управления МЧС России по Челябинской области от 30 июля 2012г. N 159.
Основанием для принятия Распоряжения N 159 от 30 июля 2012г. послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ - П-4073, которым, в том числе МЧС России, поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 "О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, в том числе приказано:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России.
В целях ликвидации катастрофических ЧС задействуются все силы и средства, предусмотренные в области ГО, так как гражданская оборона -система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на
12
проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Ссылки в жалобе на то, что территория Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области не указана в перечне опасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления, например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
Ссылка в жалобе на то, что главу администрации Вознесенского сельского поселения Белашкина А.И. не ознакомили с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ _ П4-4073, не может повлечь отмену принятого по делу судебного
13
постановления.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон N 294-ФЗ, не содержит требований об ознакомлении с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, на основании которых вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, также об опубликовании указанных документов.
Как видно из материалов дела, с распоряжением отдела надзорной деятельности N 17 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 159 от 30 июля 2012г. Глава Вознесенского сельского поселения Белашкин А.И. был ознакомлен 31 июля 2012г. В распоряжении указано, что основанием для проведения в отношении администрации Вознесенского сельского поселения внеплановой выездной проверки явилось Указ Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015, поручение Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073, а также указаны сведения, послужившие основанием проведения проверки, цель, предмет.
Утверждение в надзорной жалобе о том, что Белашкин А.И. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, опровергается материалами дела, из которых усматривается, что Белашкин А.И. был лично извещен сотрудником аппарата мирового судьи о рассмотрении дела 16 ноября 2012г в 16 часов по телефону ******. Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, данное извещение является надлежащим.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях главы администрации Вознесенского сельского поселения Белашкина А.И. объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.
Ссылка решение Сосновского районного суда Челябинской области от 18 декабря 2012г. по делу N 12-119/2012 несостоятельна, поскольку названное решение не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины главы администрации Вознесенского сельского поселения Белашкина А.И. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
14
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Сосновского района Челябинской области от 06 ноября 2012г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Белашкина А.И. оставить без изменения, а жалобу защитника Белашкина А.И. - Халиковой Э.Р. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.