Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Власова О.П.
судей Белых А.А., Зиновьевой Е.В.
при секретаре Нестеровой И.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 23 апреля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Жилищного накопительного кооператива "Наш дом" на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 18 февраля 2013 года.
Ботова М.Г., представитель ЖНК "Наш дом", представитель третьего лица ИФНС РФ по Советскому району города Челябинска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в суд не явились и о причинах своей неявки не сообщили, не просил об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия, в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Власова О.П. по обстоятельствам дела, пояснения представителя истца Ботовой М.Г. - Ботова К.В., согласившегося с доводами апелляционной жалобы в части уплаты ответчиком **** рублей истцу, с остальными доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ботова М.Г. обратилась в суд с иском к Жилищному накопительному кооперативу "Наш дом" о взыскании денежных средств по агентскому договору в размере **** рублей, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере **** рублей, компенсации морального вреда в размере **** рублей, убытков, понесенных в связи с выплатой кредита в размере **** рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере **** рублей.
В обоснование заявленных требований Ботова М.Г. указала, что 05 июня 2012 года между ней и Жилищным накопительным кооперативом "Наш дом" (ЖНК "Наш дом") был заключен агентский договор (соглашение) N 54/2012, согласно условиям которого ЖНК "Наш дом" взял на себя обязательство предоставить услуги по приобретению квартиры на ее денежные средства в двухмесячный срок с момента внесения 10% стоимости квартиры. В мае 2012 года ею внесен первоначальный взнос в размере **** рублей, 05 июня 2012 года внесено еще **** рублей. Ответчиком
1
обязательства по оказанию услуги исполнено не было, требования о возврате внесенных денежных средств оставлены без удовлетворения. Для внесения оплаты по агентскому договору ею был взят в банке кредит, в связи с выплатой которого она понесла убытки. Также ей был причинен моральный вред в результате невыполнения ответчиком своих обязательств, который выразился в нервных срывах.
Ботова М.Г. в судебном заседании участия не принимала, ее представитель - Ботов К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ЖНК "Наш дом" в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв, в котором указано, что Ботова М.Г. являлась членом кооператива, **** рублей были внесены истцом в качестве паевого взноса в кооператив, а не в качестве оплаты по гражданско-правовому договору. Кооператив не вправе был приобретать для истца жилое помещение за счет средств паевого фонда, агентский договор заключен в нарушение ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" и фактически является договором возмездного оказания услуг. Исковые требования Ботовой М.Г. не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица - ИФНС России по Советскому району города Челябинска в судебном заседании участия не принимал.
Суд постановил решение, которым исковые требования Ботовой М.Г. удовлетворил частично. С ЖНК "Наш дом" в пользу Ботовой М.Г. взысканы денежные средства, уплаченные по агентскому договору от 05 июня 2012 года, в размере **** рублей, компенсация морального вреда в размере **** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей. С ЖНК "Наш дом" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме **** рублей.
В апелляционной жалобе ЖНК "Наш дом" просит решение суда отменить полностью, ссылаясь на то, что суд неверно определил характер правоотношений сторон. При рассмотрении агентского договора в качестве договора возмездного оказания услуг можно констатировать отсутствие ряда существенных его условий. Согласно ст. 32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", истец, как член кооператива, имеет право на получение действительной стоимости пая. Денежные средства в размере **** рублей были ей перечислены в качестве частичной выплаты действительной стоимости пая 21 января 2013 года. Также указывает на то, что решение было принято в отсутствие ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
2
Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая приведенные процессуальные правила, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность принятого решения исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам и на соответствие судебного акта требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
Заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда в части размера взысканных с ЖНК "Наш дом" денежных средств подлежащим изменению в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2012 года Ботова М.Г. обратилась в ЖНК "Наш дом" с заявлением-анкетой о приобретении в наем с правом выкупа квартиры, в п. Рощино, с. Долгодеревенском Челябинской области ориентировочной стоимостью до **** **** рублей (л.д.47). 24 мая 2012 года Ботова М.Г. внесла вступительный взнос в ЖНК "Наш дом" в размере **** рублей (л.д.8, 46). 05 июня 2012 года между ЖНК "Наш дом" (агентом) и Ботовой М.Г. (принципалом) был заключен агентский договор на осуществление действий по приобретению в коммерческий наем жилого помещения, предметом которого явилось совершение агентом по поручению принципала всех необходимых действий по приобретению на свободном рынке готового жилья изолированного жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, пос.Рощино или пос.Долгодеревенское, представляющего собой квартиру общей площадью ****- **** кв.м., либо его аналога.
Согласно п. 2.1.6 агентского договора, после внесения принципалом начального взноса в размере от 10% расчетной стоимости жилья в 5-дневный срок с момента подписания агентского договора, агент обязуется в течение последующих 60 рабочих дней по заявке принципала зарезервировать необходимые денежные средства, и после дополнительного уточнения, приобрести объект.
05 июня 2012 года на основании заявления и решения Правления ЖНК "Наш дом" Ботова М.Г. принята в члены кооператива для участия в деятельности кооператива в качестве пайщика (л.д.59), ею внесены денежные средства в размере **** рублей в качестве паевого взноса (л.д.7).
В связи с неисполнением ЖНК "Наш дом" условий агентского договора от 05 июня 2012 года, 25 октября 2012 года Ботова М.Г. обратилась
с Правление ЖНК "Наш дом" с заявлением об исключении ее из членов Жилищного накопительного кооператива "Наш дом" (л.д.61).
В соответствии с п. 1.9. агентского договора, при расторжении договора коммерческого найма и возврате жилого помещения наймодателю -собственнику квартиры, внесенный принципалом начальный взнос возвращается принципалу на указанный им банковский счет.
Установив указанные обстоятельства, а именно факт ненадлежащего исполнения обязательств ЖНК "Наш дом" по заключенному сторонами агентскому договору на осуществление действий по приобретению жилого помещения, руководствуясь нормами гражданского законодательства и Закона РФ "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика уплаченных Ботовой М.Г. по агентскому договору денежных средств, а также компенсации морального вреда. При этом, поскольку денежные средства в размере **** рублей, уплаченные Ботовой М.Г. до заключения агентского договора, являются вступительным членским взносом Ботовой М.Г., как члена Жилищного накопительного кооператива "Наш дом", суд обоснованно не усмотрел оснований для взыскания в пользу истца указанных денежных средств.
Вместе с тем, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы ЖНК "Наш дом" о частичной выплате Ботовой М.Г. действительной стоимости пая, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании в пользу истца денежных средств в размере **** рублей.
Как указывалось ранее, по агентскому договору Ботовой М.Г. были внесены денежные средства в размере **** рублей, что подтверждается квитанцией N 040456 от 05 июня 2012 года (л.д.7).
Из протокола судебного заседания от 18 февраля 2013 года не следует, что судом первой инстанции у представителя истца Ботовой М.Г. - Ботова К.В. выяснялся вопрос о возврате ответчиком в добровольном порядке денежных средств, уплаченных истцом по агентскому договору. Тогда как ответчиком - ЖНК "Наш дом" к апелляционной жалобе приложено платежное поручение N 5 от 21 января 2013 года, из содержания которого следует, что ЖНК "Наш дом" Ботовой М.Г. возвращены денежные средства в размере **** рублей путем перечисления на ее лицевой счет (л.д.199).
При таких обстоятельствах, решение суда в части размера взысканных судом в пользу истца денежных средств нельзя признать правильным, оно подлежит изменению в указанной части.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной
4
жалобы ЖНК "Наш дом" о том, что суд неверно определил характер правоотношений сторон, поскольку отсутствует ряд существенных условий агентского договора.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Существенным условием агентского договора является определение действий, которые обязуется совершить агент.
Из агентского договора (соглашения) N 54/2012 на осуществление действий по приобретению в коммерческий наем жилого помещения от 05 июня 2012 года следует, что его предметом является совершение агентом по поручению принципала всех необходимых действий по осуществлению приобретения на свободном рынке готового жилья изолированного жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, пос.Рощино или пос.Долгодеревенское, представляющего собой квартиру общей жилой площадью ****- **** кв.м., либо его аналога. В результате действий агента принципал должен получить законодательно установленные вещные права на жилое помещение, то есть право пользования, владения, распоряжения, пожизненно, то есть без ограничения срока предоставления указанных прав. В трехдневный срок с момента приобретения жилого помещения агент обязуется передать его гражданину для проживания по договору коммерческого найма с правом выкупа (п.п. 1.1., 1.З., 2.1.7. договора).
Согласно ст. 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации, принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно п. 4.1. договора, в случае выполнения п.п. 2.1.7. Принципал выплачивает агенту вознаграждение в размере 3% балансовой стоимости жилого помещения.
Таким образом, на основании представленных доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между сторонами возникли гражданско-правовые отношения и заключен агентский договор.
Ссылки ЖНК "Наш дом" в жалобе на положения ст. 32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", согласно которым истец, как член кооператива, имеет право
5
на получение действительной стоимости пая, противоречат фактическим обстоятельствам дела и предмету заключенного между сторонами агентского договора.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 18 февраля 2013 года в части взыскания уплаченных по агентскому договору денежных средств изменить, второй абзац резолютивной части указанного решения читать в следующей редакции: Взыскать с Жилищного накопительного кооператива "Наш дом" в пользу Ботовой М.Г. денежные средства, уплаченные по агентскому договору от 05 июня 2012 года в размере **** рублей, компенсацию морального вреда в размере **** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищного накопительного кооператива "Наш дом" без удовлетворения.
Председседательствующий
Судьи
б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.