Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Метелёвой Г.Н.
при секретаре Калевой Ю.В.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе Челябинской области, Управления социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области и Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе Челябинской области Винниковой Г.В., пояснения представителя Семеновой Е.В. - Бегловой С.С, прокурора Соколовой Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Брединского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Семеновой Е.В. о признании незаконными отказов Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения Брединского района в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", незаконным отказа Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе в назначении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", признании Семеновой Е.В. права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки.
В обоснование требований указал, что Семенова Е.В. является вдовой умершего ветерана боевых действий, проживает одиноко, в повторный брак не вступила, представила в 2011 году все необходимые документы в Управление Пенсионного фонда РФ в Брединском районе и
Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области для предоставления ей мер социальной поддержки. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе от 08.08.2011г. ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с отсутствием у нее удостоверения о праве на льготы. 12.08.2011г., 04.09.2012г., 26.12.2012г. Министерством социальных отношений Челябинской области отказано в выдаче удостоверения о праве на льготы, а Управлением социальной защиты населения Брединского муниципального района отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", поскольку не представлены документы, подтверждающие назначение пенсии и факт одинокого проживания истца.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Брединском районе Челябинской области просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что реализация права за назначением ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, обязанность представления всех необходимых документов лежит на истце. Поскольку удостоверение вдовы ветерана боевых действий ею не представлено, пенсионный орган обоснованно отказал в назначении ежемесячной денежной выплаты. При получении удостоверения о праве на льготы установленного образца Семенова Е.В. вправе повторно обратиться с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. По мнению заявителя жалобы, несвоевременное получение удостоверения ветерана боевых действий не может являться основанием для возложения на орган пенсионного обеспечения обязанности по выплате ежемесячной денежной выплаты за период, предшествующий дню обращения за ней.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг Семенова Е.В. имеет право пользоваться по предъявлению справки военного комиссариата и справки администрации Брединского сельского поселения об одиноком проживании. Граждане данной категории обязаны ежегодно подтверждать одинокое проживание. Меры социальной поддержки приостановлены, поскольку по результатам проверки, проведенной Министерством социальных отношений Челябинской области выяснилось, что Семенова не является одиноко проживающей.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что Семенова Е.В. не является одиноко проживающей, поскольку вместе с ней проживает ее совершеннолетняя дочь и двое внуков. Поскольку Семенова Е.В. не проживает одиноко или с несовершеннолетними детьми, она не имеет права на меры социальной поддержки.
Семенова Е.В., Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены. Семенова Е.В. извещена посредством СМС-сообщения (л.д.222), УСЗН Брединского муниципального района Челябинской области - заказным письмом с уведомлением (л.д.226). В суд апелляционной инстанции указанные лица не явились и о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе Челябинской области Винниковой Г.В., представителя Семеновой Е.В. - Бегловой С.С, прокурора Соколовой Н.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части возложения на Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области предоставить истцу меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 Федерального закона "О ветеранах" ввиду нарушения норм материального права, в остальной части изменению ввиду неверной формулировки резолютивной части решения и неправильного исчисления размера госпошлины.
Из материалов дела следует, что Семенова Е.В. является супругой умершего в 2011 году ветерана боевых действий Семенова СВ. Это подтверждается военным билетом, свидетельством о праве на льготы в соответствии со ст. 16 Закона "О ветеранах", справкой о службе в республике Афганистан, справкой РВК от 08.08.2012г., свидетельством о заключении брака, свидетельством о смерти (л.д. 13-18, 21, 23-25).
Согласно статьи 8 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
4
Меры социальной поддержки ветеранов предусмотрены статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". К ним, в частности относится, получение ежемесячной денежной выплаты (п.2 ч.1 ст. 13 Закона).
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей умерших ветеранов боевых действий.
Из смысла указанной нормы следует, что условием получения ежемесячной денежной выплаты является принадлежность к семье умершего ветерана боевых действий.
В силу пункта 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября ***4 г. N 294 (действовавшему на момент возникновения правоотношений по настоящему делу), граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, представляя доказательства, подтверждающие свой статус.
Согласно п. 20 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (Приложение N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября ***4 г. N 294) в качестве документов, подтверждающих статус члена семьи умершего ветерана боевых действий, принимаются удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением от 23 февраля 1981 г. N 209 и утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345, либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", или справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов.
Согласно п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября ***4 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ" в качестве документов, подтверждающих
5
категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством РФ, принимаются удостоверения и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
Пунктом 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 года N 353н (действующим в настоящее время), установлен перечень документов о признании гражданина, в частности, членом семьи умершего ветерана боевых действий. К таким документам относятся удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы" либо справка, заменяющая названное удостоверение.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами предусмотрено представление членом семьи умершего ветерана боевых действий в качестве документа, подтверждающего его статус, не только удостоверения установленной формы, но и справок, содержащих требуемые сведения, а в настоящее время справок, заменяющих удостоверение.
Из пенсионного дела Семеновой Е.В. следует, что ею были представлены в Управление Пенсионного фонда РФ Брединского района справки, подтверждающие статус супруги умершего ветерана боевых действий (л.д. 47-59).
Решением пенсионного органа в назначении ежемесячной денежной выплаты было отказано по мотиву непредставления удостоверения о праве на льготы, форма которого утверждена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года N 345. УПФР в Брединском районе Челябинской области не принял в качестве документа, подтверждающего статус супруги умершего ветерана боевых действий, справку от 16.06.2011 года N 2/52 Отдела военного комиссариата Челябинской области по Брединскому району ( л.д.22).
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 23.09. ***9г. N 238 "О выдаче удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) в Челябинской области" обязанность по выдаче удостоверений о праве на льготы на момент обращения истицы была возложена на Министерство социальных отношений Челябинской области.
6
Из материалов дела следует, что истцу трижды (12.08.2011 года (л.д.30), 04.09.2012 года ( л.д.29), 26.12.2012 года ( л.д.75) отказывалось в выдаче удостоверения о праве на льготы. В качестве основания для отказа указывалось на то, что истица не является получателем пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также не подтвердила факт одинокого проживания. Первоначальное заявление о выдаче удостоверения о праве на льготы было подано 07.07.2011 года, т.е. до обращения в пенсионный орган. При этом письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 12.08.2011 года N 1455-ол Семеновой Е.В. было разъяснено, что справка от 16.06.2011 года N 2/52 Отдела военного комиссариата Челябинской области по Брединскому району является основанием для предоставления мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Таким образом, Министерство социальных отношений, как орган, уполномоченный на выдачу удостоверений о праве на льготы, признавал вышеуказанную справку документом, заменяющим удостоверение о праве на льготы.
Суд первой инстанции, установив, что на момент подачи в пенсионный орган заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты Семенова Е.В. подтвердила свой статус члена семьи умершего ветерана боевых действий, невозможность представления удостоверения была вызвана отказом Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче такого удостоверения, которое в своем письменном отказе признал выданную военным комиссариатом справку документом, подтверждающим статус истца, принял обоснованное решение о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда в Брединском районе Челябинской области от 08.08.2011 года в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты и возложил на указанного ответчика обязанность назначить данную выплату с 04.08.2011 года - даты обращения с заявлением.
Поскольку суд первой инстанции в резолютивной части решения допустил описку в части указания статьи Федерального закона "О ветеранах", установившую право на получение ежемесячной денежной выплаты, судебная коллегия полагает необходимым указанную описку устранить посредством изменения решения в указанной части, а именно, статью 21 Федерального закона "О ветеранах" изменить на ст.23.1 Закона.
Судебная коллегия также соглашается с окончательным выводом суда первой инстанции о признании незаконными отказов Министерства
7
социальных отношений Челябинской области в выдаче истцу удостоверения о праве на льготы.
Поскольку удостоверение о праве на льготы подтверждает статус лица, претендующего на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах", юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о возможности выдачи такого удостоверения являются установленные указанным законом условия получения этих мер.
Перечень мер социальной поддержки членов семьи умерших ветеранов боевых действий определен в статье 21 Федерального закона "О ветеранах".
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Из грамматического толкования п. 2 ст. 21 указанного Закона следует, что данная категория лиц необязательно должна быть нетрудоспособной, поскольку меры социальной поддержки в соответствии с данной нормой закона назначаются независимо от получения любого вида пенсии (по инвалидности, по старости), нахождения на иждивении, т.е. предусмотрена возможность получения мер социальной поддержки, в том числе, и трудоспособными лицами.
При таких обстоятельствах основание отказа Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче истцу удостоверения о праве на льготы по мотиву неполучения последним какой-либо пенсии является незаконным, о чем суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении.
Кроме того, как указывалось выше, одной из мер социальной поддержки является назначение истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах". Порядок и условия данной меры социальной поддержки регулируется отдельной статьей закона. Из содержания данной статьи не следует, что условием
8
получения права на ежемесячную выплату является одинокое проживание члена семьи умершего ветерана боевых действий. Указанное обстоятельство подтвердил и представитель УПФР в Брединском районе Челябинской области в судебном заседании 12.02.2013 года (л.д.78). Вместе с тем, в соответствии с установленным порядком удостоверение о праве на льготы является одним из тех документов, который заявитель должен представить в пенсионный орган для назначения ему ежемесячной денежной выплаты.
При таких обстоятельствах выдача удостоверения о праве на льготы не может быть поставлена в зависимость от того, проживает ли член семьи умершего ветерана боевых действий одиноко либо нет. В иной ситуации такое лицо будет лишено права на получение ежемесячной денежной выплаты, для назначения которой не требуется подтверждать факт одинокого проживания.
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Минтруда Российской Федерации от 30.10.2012 года N 353н, предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. В указанном перечне (п.21) отсутствуют документы, подтверждающие факт одинокого проживания члена семьи умершего ветерана боевых действий.
Ссылка представителя Министерства социальных отношений на постановление Губернатора Челябинской области от 23.09. ***9г. N 238 "О выдаче удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) в Челябинской области", установившее порядок выдачи удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы, в Челябинской области, равно, как и на постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 425-П " Об Административном регламенте предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы",
9
не может быть принята во внимание, поскольку указанные нормативные акты в той части, в которой они предусматривают возможность выдачи удостоверений о праве на льготы члену семьи умершего ветерана боевых действий в зависимости от факта одинокого проживания, не соответствуют Федеральному закону "О ветеранах" и Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Минтруда Российской Федерации от 30.10.2012 года N 353н.
В силу части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции о признании незаконными отказов Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче Семеновой Е.В. удостоверения о праве на льготы и возложении на данного ответчика обязанности выдать удостоверение является обоснованным.
Вместе с тем, указание в резолютивной части решения о признании отказов в выдаче удостоверения Семеновой Е.В. о праве на меры социальной поддержки незаконными и возложении обязанности на Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Семеновой Е.В. удостоверение о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, в также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву погибших при исполнении обязанностей военной службы, является неверным, поскольку в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы" предусмотрена выдача удостоверения о праве на льготы, форма которого утверждена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года N 345..
Следовательно, резолютивная часть решения подлежит изменению, изложению в следующей редакции:
"Признать отказы от 12.08.2011г., от 04.09.2012г., от 26.12.2012г. Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче
10
удостоверения Семеновой Е.В. о праве на льготы незаконными.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Семеновой Е.В. удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года N 345.".
Решение суда в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения Брединского района Челябинской области предоставить Семеновой Е.В. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", законным и обоснованным признано быть не может на основании следующего.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011) "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Исходя из изложенного следует, что одним из критериев для предоставления мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона "О ветеранах", является одинокое проживание супруги умершего ветерана боевых действий.
Из выписки из похозяйственной книги следует, что в хозяйстве, расположенном по адресу: п. Бреды, ул. ***, д. 7 кв. 2, вместе с Семеновой Е.В., проживают Беглова С.С, 1986 года рождения (дочь), Б.А.М.., ***4 года рождения (внук) и Б.Е.М ... ***8 года рождения (внучка) (л.д. 121-122).
Удовлетворяя требования истца о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона "О ветеранах", суд первой инстанции сделал вывод, что совершеннолетняя дочь Семеновой Е.В. - Беглова С.С, имеющая в собственности 1/4 доли вышеуказанного дома, не является членом семьи истца, а потому Семенову Е.В. нельзя признать одиноко проживающей.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
11
Из пояснений представителя истца Бегловой С.С. следует, что жилой дом, в котором зарегистрированы Семенова Е.В. и она (ее совершеннолетняя дочь), имеет один вход, не разделен. Собственниками данного дома являются Семенова Е.В., Беглова С.С. и совершеннолетний сын.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 25.06.1993 года " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации ( статья 3 Закона).
Из смысла указанной нормы следует, что местом жительства гражданина является место его регистрации. Поскольку Беглова С.С. зарегистрирована в жилом доме N 7 по ул. *** пос.Бреды Брединского района Челябинской области, то указанный дом является ее местом жительства. Доказательств иному истцом не представлено.
Справка сельского поселения N 3606 от 04 июля 2011 года администрации Брединского сельского поселения, выданная якобы на основании записей похозяйственной книги, о том, что Семенова Е.В. проживает одна, не соответствует записям похозяйственной книги, а потому не может быть принята в качестве доказательства.
12
Поскольку Семенова Е.В. проживает с совершеннолетней дочерью и двумя опекаемыми внуками, факт ее одинокого проживания не подтвержден, оснований для возложения обязанности на Управление социальной защиты населения Брединского района Челябинской области предоставить Семеновой Е.В. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", не имелось.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Семеновой Е.В. в указанной части необходимо отказать.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований Семеновой Е.В. к Управлению социальной защиты населения Брединского района Челябинской области о предоставлении мер социальной поддержки отказано, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения Брединского района Челябинской области государственной пошлины в доход местного бюджета также не имеется, следовательно, в указанной части решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина уплачивается физическими лицами в размере *** руб.
Требования Семеновой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Брединском районе о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются исковыми требованиями имущественного характера, не подлежащими оценке, а к Министерству социальных отношений о возложении обязанности выдать удостоверение о праве на льготы относятся к исковым заявлениям неимущественного характера, следовательно, подлежат оплате государственной пошлиной в размере *** руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда в части взыскания государственной пошлины в доход местного бюджета с Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе Челябинской области и с Министерства социальных отношений Челябинской области подлежащим изменению, размер взысканной государственной пошлины в доход местного бюджета уменьшению до *** руб.
Доводы представителя УПФР в Брединском районе Челябинской области о том, что назначение ежемесячной денежной выплаты возможно лишь после представления истцом удостоверения праве на льготы не
13
может повлечь отмену решения суда, поскольку судом первой инстанции установлено, что истцу было незаконно отказано в выдаче такого удостоверения государственным органом, что установлено при рассмотрении настоящего иска. При этом истцом в УПФР с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты представлены справки, подтверждавшие ее статус члена семьи умершего ветерана боевых действий, и представление таких справок предусмотрено законом.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения Брединского района Челябинской области предоставить Семеновой Е.В. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" с 07.07.2011г. отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части взыскания с Управления социальной защиты населения Брединского района государственной пошлины в доход местного бюджета *** руб. 33 коп. отменить.
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Брединском районе назначить Семеновой Е.В. ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ "О ветеранах" с 04.08.2011г. изменить в части указания нормы материального права со ст.21 на ст. 23.1 Федерального Закона РФ "О ветеранах".
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части признания отказов от 12.08.2011г., от 04.09.2012г., от 26.12.2012г. Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче удостоверения Семеновой Е.В. о праве на меры социальной поддержки незаконными и возложении обязанности на Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Семеновой Е.В. удостоверение о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, в также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву погибших при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренные ст. 21
14
Федерального закона "О ветеранах", изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать отказы от 12.08.2011г., от 04.09.2012г., от 26.12.2012г. Министерства социальных отношений Челябинской области в выдаче удостоверения Семеновой Е.В. о праве на льготы незаконными.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Семеновой Е.В. удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989г. N 345 "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы".
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части взыскания с Управления Пенсионного фонда РФ в Брединском районе в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме *** руб. 33 коп. изменить, снизив размер взыскиваемой государственной пошлины до *** руб.
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 14 марта 2013 года в части взыскания с Министерства социальных отношений Челябинской области в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме *** руб. 33 коп. изменить, снизив размер взыскиваемой государственной пошлины до *** руб.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.