Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Метелёвой Г.Н., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Никитина К.В. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 марта 2013 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, представителя истца Дзюман О. С, поддержавшую жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитин К.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Златоустовский" Челябинской области (далее МО МВД России "Златоустовский" Челябинской области) о зачете в выслугу лет периода военной службы с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года из расчета один месяц службы за три месяца, назначении пенсии с 01 марта 2012 года.
В обоснование заявленных требований Никитин К.В. сослался на то, что в период прохождения военной службы по призыву участвовал в боевых действиях в период с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года на территории Чеченской Республики, однако указанный период учтен в его выслугу лет в календарном исчислении необоснованно.
Истец Никитин К.В., представитель МО МВД России "Златоустовский" Челябинской области участие в судебном разбирательстве не принимали.
Представитель ГУ МВД России Челябинской области Ничипоренко О.А. исковые требования не признала.
Суд принял решение об отказе Никитину К.В. в удовлетворении иска.
2
В апелляционной жалобе Никитин К.В. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на доказанность факта участие его в боевых действиях в спорный период.
Истец Никитин К.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков ГУ МВД России по Челябинской области МО МВД России "Златоустовский" Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в части ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что Никитин К.В. в период с 03 декабря 1994 года по 07 декабря 1996 года проходил срочную военною службу во внутренних войсках МВД России, в период с 12 марта 1997 года по 20 октября 2000 года и с 22 ноября 2002 года по 01 марта 2012 года проходил службу в органах внутренних дел, уволен по пп. 2 п. 1 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по инициативе сотрудника). На день увольнения выслуга лет истца в льготном исчислении составила 19 лет 06 месяцев 06 дней (л.д. 89-91).
В период прохождения срочной военной службы Никитин К.В. был направлен в служебную командировку в г. Гудермес Чеченской Республики для ведения боевых действий, в командировке находился с 01 августа 1995 года по 16 февраля 1996 года, в период с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года находился в зоне ведения боевых действий (л.д. 99).
Разрешая требования Никитина К.В. о зачете в выслугу лет периода службы с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года в льготном исчислении, суд первой инстанции, приводя положения Федерального закона "О противодействии терроризму", Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... ", Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходивших военную службу в территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан", Федерального закона "О внутренних войсках Российской Федерации", приказа Министра МВД России от 31 декабря 1999 года N 1109, постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N 65, пришел к выводу, что период фактического участия истица в боевых действиях в спорный период не подтвержден приказом командира войсковой части, период прохождения
3
военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения подлежит зачету в льготном исчислении только в трудовой стаж, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходившим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц службы за три месяца.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется специальным Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст. 1 этого Закона (ст. 18 ч. 2).
Между тем, ст. 1 указанного Закона не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, которым предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно
4
привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях.
В соответствии с приказом МВД Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 73 военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц службы за три месяца.
31 марта 1994 года Правительством Российской Федерации принято постановление за N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с которым периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
МВД Российской Федерации во исполнение указанного постановления 30 июня 1994 года издан приказ N 229, в соответствии с которым временем фактического выполнения задач на территориях, где объявлено чрезвычайное положение, считается период непосредственного участия в выполнении задач по нормализации обстановки со дня прибытия по день убытия, но не ранее введения и не позднее отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении их к зоне вооруженных конфликтов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа командира войсковой части 6609 от 01 августа 1995 года N 154с/л объявлен список убывших в служебную командировку в г. Гудермес Чеченской Республики для ведения боевых действий с 01 августа 1995 года, в числе убывших указан
5
Никитин К.В. Приказом командира войсковой части 6609 от 19 февраля 1996 года N 39с/ч объявлен список прибывших из служебной командировки из г. Гудермес Чеченской Республики после выполнения служебно-боевых задач с 16 февраля 1996 года, в числе прибывших указан Никитин К.В. Приказом командира войсковой части 6609 от 20 февраля 1996 года N 40с/ч объявлен список военнослужащих части, находившихся в зоне ведения боевых действий в период с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года в Республике Чечня, в списке указан Никитин К.В.
В военном билете истца имеется запись за подписью командира войсковой части 6609, заверенная печатью войсковой части, о том, что в период с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года Никитин К.В. участвовал в боевых действиях и находился в зоне ведения боевых действий в Чеченской Республике (л.д. 12).
Никитину К.В. 18 августа 2004 года выдано удостоверение ветерана боевых действий на основании указанной записи в военном билете. Согласно п. 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 07 мая 2004 года N 282, к подтверждающим документам участия в боевых действиях в Чеченской Республике в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесены не только выписки из приказов командиров частей, но и записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.
Таким образом, ГУ МВД России по Челябинской области, выдавая Никитину К.В. удостоверение ветерана боевых действий, признало факт непосредственного его участия в боевых действиях в спорный период времени.
При указанных обстоятельствах, спорный период военной службы истца подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении, в связи с чем решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Учитывая, что ст. 51 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" предусмотрен заявительный порядок назначения пенсии, доказательств обращения истца с письменным заявлением о назначении ему пенсии с 01 марта 2012 года и отказа в назначении ему пенсии в материалы дела не представлено, то оснований для установления Никитину К.В. пенсии с указанной даты не имеется.
6
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение:
Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области зачесть Никитину К.В. в выслугу лет период военной службы с 07 августа 1995 года по 08 февраля 1996 года из расчета один месяц службы за три месяца.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитина К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.