Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Электросетевая компания" Старкова И.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кусинского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года и решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Электросетевая компания",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Кусинского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года юридическое лицо -ООО "Электросетевая компания" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя ООО "Электросетевая компания" Старкова И.А., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 23 января 2013 года по 28 января 2013 года на основании распоряжения N 1/4 начальника ОНД N 1 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 16 января 2013 года, проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Электросетевая компания", расположенного по адресу: Челябинская область, г. ***, ул. ***, ***, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
2
характера.
Копия распоряжения получена директором ООО "Электросетевая компания" 16 января 2013 года.
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 1/4 от 16 января 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Электросетевая компания" не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При проведении проверки принимал участие директор ООО "Электросетевая компания" Старков И.А., по результатам проверки составлен акт проверки N 1/4 от 28 января 2013 года, который получен законным представителем юридического лица.
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N1/4 от 28 января 2013 года, который направлен для рассмотрения мировому судье.
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводам о доказанности виновности ООО "Электросетевая компания" в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе ООО "Электросетевая компания" судья районного суда, также пришел к выводам о доказанности виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
3
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные ООО "Электросетевая компания" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 21-22.
2. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "е", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "б"; Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 5.
3. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую
4
лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 9.
4. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем и специалистами дежурно- диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 27-28.
5. Не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающий персонал, работники организации и т.п.), чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, Примерная программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности, утверждена МЧС России от 28.03.2006 года.
6. Не проведено командно-штабное учение (штабную тренировку) в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций один раз в год продолжительностью до 1 суток, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 г., пункт 8.
7. Не проведено тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно- спасательных служб и аварийно- спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 9.
5
8. Не проведены комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в три года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 10.
9. Не организовано оповещение работников организаций угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "з"; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30 декабря 2003 года, пункт 6; Постановления Правительства Российской Федерации N 334 от 24.03.1997 года, пункт 6; Совместный приказ МЧС России, Минсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 года N 422/90/376.
10. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "ж", статья 24, пункт 2; Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года, статья 10; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 6, пункт 20; Приказ МЧС Российской Федерации N 105 от 28.02.2003 года, пункт 45 абзац 8.
11. Не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "ж", статья 24, пункт 2; Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года, статья 10; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 6, пункт 20; Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года N 1340; Приказ МЧС Российской Федерации N 105 от 28.02.2003 года, пункт 45 абзац 8.
12. Отсутствует положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 5.
13. Не созданы координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 7.
14. Не разработано положение о комиссии по предупреждению и
6
ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, и утверждают в установленном порядке, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8.
15. Не создан постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5.
16. Не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5.
17. Не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: дежурно-диспетчерская служба организации (объекта), чем нарушены положения Федерального Закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11, абзац 5.
По указанным нарушениям должностным лицом ГУ МЧС России оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие ООО "Электросетевая компания", в результате которого допущены названные нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 1. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2,
7
п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 21-22.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства
8
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является не обоснованным, поскольку пункт 1 относится к области гражданской обороны.
Пункт 2. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "е", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "б"; Приложения к приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 21-22.
Пункт 3. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 9.
Пункты 2 и 3 вменены не обосновано и излишне, в ходе проверки установлено отсутствие созданной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (п. 13 акта проверки), соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) председателем и членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами не может быть обеспечено.
Пункт 4. Не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем и специалистами
9
дежурно- диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2 п.п. "д", пункт 4 п.п. "д", пункт 5, пункт 6 п.п. "в"; Приложения к приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 27-28.
В ходе проверки установлено отсутствие созданной ДДС (п. 17 акта проверки), соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы не может быть обеспечено, следовательно вменение указанного нарушения также является необоснованным и излишним.
Пункт 7. Не проведено тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно- спасательных служб и аварийно- спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, пункт 9.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено: тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Юридические лица (в том числе общества с ограниченной ответственностью) указанные мероприятия не проводят.
Пункт 14. Не разработано положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, и утверждают в установленном порядке, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003
10
года, пункт 8.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Вместе с тем, из материалов дела и акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 13 - не созданы координационные органы единой системы предупреждения и ликвидации ЧС, выявлено в результате непредставления юридическим лицом положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного является излишним.
Пункт 16. Не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5.
Согласно абзацу 5 пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11
Между тем, из материалов дела и акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 15 - не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, выявлено в результате непредставления юридическим лицом положения о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного также является излишним.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 1, 2, 3, 4, 7, 14, 16 протокола N 1/4 от 28 января 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Электросетевая компания" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в п.5-6, 8-13, 15, 17 акта проверки обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на ООО "Электросетевая компания" возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон N 68-ФЗ) организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пунктам "а, г, д" части 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Невыполнение данных требований, нашло свое отражение в п.5 акта проверки N 1/4 от 28 января 2013 года.
12
Обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п.6 акта проверки).
В соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года N 547), в организациях, имеющих опасные производственные объекты, проводятся комплексные учения один раз в три года.
Согласно представленной в материалы дела копии свидетельства о регистрации А54-05585 на территории ООО "Электросетевая компания" расположена площадка трансформаторной подстанции,
зарегистрированная в государственном реестре опасных производственных объектов до 21 июля 2015 года (Т.1, л.д. 18). Следовательно, на ООО "Электросетевая компания" как на организацию, имеющую опасный производственный объект, возложена обязанность по проведению комплексных учений один раз в три года (п.8 акта проверки).
В п. "з" ст. 14 Закона N 68-ФЗ предусмотрена обязанность организации по оповещению работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (п.9 акта проверки).
Требование о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотрено п. "ж" ст. 14, п.2 ст. 24 Закона N 68-ФЗ, ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п.п. 10-11 акта проверки).
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на объектовом уровне координационными органами единой системы являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Отсутствие в ООО "Электросетевая компания" координационных органов, а также положения о создании комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, было установлено должностным лицом в ходе проведения проверки и отражено в п.п. 12 и 13 акта проверки.
Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (абз.5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года). В нарушение указанного положения в ООО "Электросетевая компания" не создан постоянно действующий орган управления,
13
специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 15 акта проверки).
Согласно абзацу 5 пункта 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Отсутствие дежурно-диспетчерской службы, а также положения о ДДС, инструкции диспетчера ДДС, схемы взаимодействия, было установлено в ходе проведения проверки и нашло свое отражение в п. 17 акта проверки.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не имеется.
В ходе проверки выявленные нарушения законным представителем ООО "Электросетевая компания" не отрицались. Представленные в материалы дела документы: приказ N1 "О назначении ответственным в 2013 году по предупреждению и ликвидации ЧС", Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ООО "Электросетевая компания", копия журнала приема сдачи дежурства дежурного диспетчера ГПП-110/6 кВ, приказ N11 "О проведении объектовой тренировки", план оповещения работников ООО "Электросетевая компания" об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на 2013 год, приказ N4 "О создании резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций", положение о дежурно-диспетчерской службе, инструкция дежурного диспетчера, датированные 28 января 2013 года, план проведения тренировки по эвакуации людей от 31 января 2013 года (л.д. 71-78 Т.1, 100-111 Т.1), не свидетельствуют об отсутствии нарушений на момент проверки, и как следует из материалов дела и пояснений законного представителя ООО "Электросетевая компания" указанные документы были приняты для устранения выявленных нарушений.
Представленные в материалы дела документы о создании комиссии по устойчивости функционирования (ПУФ), положение о комиссии по ПУФ, планы работы комиссии по ПУФ (л.д. 79-87 Т.1), не свидетельствуют о надлежащем исполнении ООО "Электросетевая компания" всех возложенных на общество нормативно-правовыми актами обязанностей. Указанные обязанности являются самостоятельными и предусмотрены п. "б" ст. 14 Закона N 68-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
14
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у юридического лица ООО "Электросетевая компания" отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Кроме того, 12 февраля 2013 года в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей законный представитель юридического лица Старков И.А. пояснил, что с протоколом согласен, и мероприятия по устранению нарушений активно проводятся (л.д. 34, том N 1).
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "Электросетевая компания" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение ООО "Электросетевая компания" предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность ООО "Электросетевая компания" в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N1/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 января 2013 года; актом проверки N1/4 от 28 января 2013 года и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора Старкова И.А. Копия протокола об административном правонарушении вручена Старкову И.А. 28 января 2013 года.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей
15
была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях ООО "Электросетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Ссылки в жалобе на то, что назначенное ООО "Электросетевая компания" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей нарушит планы капитального ремонта головного трансформатора и поставит под угрозу подготовку к зимнему периоду 2013-2014 года по снабжению электроэнергией Кусинского района, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчающие обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ООО "Электросетевая компания" назначен минимальный размер административного штрафа.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
16
Из материалов дела следует, что директор ООО "Электросетевая компания" Старков И.А. обратился с ходатайством о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа. Данное ходатайство было удовлетворено мировым судьей, о чем вынесено мотивированное определение.
Иные доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кусинского района Челябинской области от 28 февраля 2013 года и решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Электросетевая компания" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ООО "Электросетевая компания" нарушений, изложенных в пунктах 1, 2, 3, 4, 7, 14, 16 протокола N 1/4 от 28 января 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Электросетевая компания".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя ООО "Электросетевая компания" Старкова И.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.