Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу Сараевой М.А., Шапошниковой Л.Н., Левковского Л.А., Ширшовой В.И., Пахомовой Н.П. на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 10 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Сараевой М.А., Шапошниковой Л.Н., Левковского Л.А., Ширшовой В.И., Пахомовой Н.П. об оспаривании нормативно- правового акта, признании действий органа местного самоуправления незаконными,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сараева М.А., Шапошникова Л.Н., Левковский Л.А., Ширшова В.И., Пахомова Н.П. обратились в суд с заявлением, в котором просили, с учетом изменений, признать незаконным решение Собрания депутатов Карталинского муниципального района N 432 от 27 сентября 2012 года "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 27 января 2011 года N 118 Положение "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Карталинскогом муниципального района и о порядке выплаты единовременного поощрения лицам, замещавшим муниципальные должности Карталинского муниципального района, достигшим пенсионного возраста и поощрения муниципальным служащим Карталинского муниципального района в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" в части внесения изменений в п. 11 и его отмене, признать незаконным и отменить протокол N 12 от 09 октября 2012 года Комиссии по исчислении стажа муниципальной службы и расчету ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности, признать
незаконным и отменить распоряжения администрации Карталинского муниципального района N 767-р от 18 октября 2012 года "О перерасчете муниципальной пенсии", признать незаконным подлежащим отмене ответ на коллективное обращение в администрацию Карталинского муниципального района от 28 мая 2013 года N 121.
В обоснование доводов заявления ссылались на доводы, изложенные в заявлении, с учетом изменения.
В судебном заседании Ширшова В.И., Левковский Л.А. настаивали на удовлетворении требований, с учетом изменений.
Сараева М.А., Шапошникова Л.Н., Пахомова Н.П. в судебном заседании участия не принимали.
Представитель администрации Карталинского муниципального района Челябинской области Кислухина Н.И. считала требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области Бакатнюк М.Ф. указала на отсутствие законных оснований для удовлетворения требований заявителей.
Решением Карталинского городского суда Челябинской области от 10 июля 2013 года заявителям отказано в удовлетворении требований полностью.
В апелляционной жалобе Сараева М.А., Шапошникова Л.Н., Левковский Л.А., Ширшова В.И., Пахомова Н.П. просят решение городского суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что суд истребовал не достаточное количество доказательств у заинтересованных лиц. Судом не учтено, что увеличение заработной платы муниципальным служащим за счет собственных средств автоматически ведет к перерасчету пенсии.
Ссылка суда на позицию Конституционного суда не имеет отношения к конкретному делу. Указывают, что оспариваемое им в судебном порядке решение противоречит Конституции РФ, поскольку ухудшает их положение. Ссылаются на превышение полномочий членами комиссии.
В суде апелляционной инстанции прокурор Павлова А.В., представитель Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области Бакатнюк М.Ф. просили решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Левковский Л.А. доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Ширшова В.И., Сараева М.А., Шапошникова Л.Н., Пахомова Н.П., представитель администрации Карталинского муниципального района
3
Челябинской области Кислухина Н.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В связи с неявкой указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия, на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что заявители являлись муниципальными служащими, которым была назначена пенсия за выслугу лет на основании решения Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 27 января 2011 года N 118.
Данным решением утверждено Положение "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Карталинского муниципального района, о порядке выплаты единовременного поощрения лицам, замещавшим муниципальные должности Карталинского муниципального района, достигшим пенсионного возраста и поощрения муниципальными служащими Карталинского муниципального района в связи с выходом на пенсию за выслугу лет".
В соответствие с указанным выше Положением муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет в форме ежемесячной выплаты исходя из оклада месячного денежного содержания на дату увольнения с муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости по их заявлению.., при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет включительно- в размере 65 % месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет включительно- в размере 100 % месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы свыше 25 лет- в размере 135 % месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы.
Решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района N 432 от 27 сентября 2012 года "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 27 января 2011 года N 118 Положение "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Карталинского муниципального района и о порядке выплаты единовременного поощрения лицам, замещавшим муниципальные должности Карталинского муниципального района, достигшим пенсионного возраста и поощрения муниципальными служащими Карталинского муниципального района в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" внесены изменения в п. 11, в частности, в подп. 1 цифры 65 заменены цифрами 30; в подп. 2 цифры 100 заменены цифрами 50; в подп. 3 цифры 135 заменены цифрами 70.
4
Указанное решение опубликовано в номере 38 от 29 сентября 2012 года газеты "Карталинская новь" и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Протоколом N 12 от 09 октября 2012 года Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и расчетом ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности, определено подготовить проект о перерасчете размеров пенсии за выслугу лет пенсионерам, являющимся ранее муниципальными служащими Карталинского муниципального района. На основании распоряжения администрации Карталинского муниципального района от 18 октября 2012 года N 767-р произведен указанный перерасчет муниципальной пенсии.
29 апреля 2013 года граждане, включая заявителей, обратились с коллективным обращением на имя главы Карталинского муниципального района, в котором указали на незаконность решения комиссии по начислению стажа муниципальной службы и расчету ежемесячной доплаты к пенсии.
Ответом на коллективное обращение и.о. Главы администрации Карталинского муниципального района от 28 мая 2013 года указывается на правомерность произведенного перерасчета ранее установленных пенсий за выслугу лет лицам, ранее замещавшим муниципальные должности муниципальной службы администрации Карталинского муниципального района.
В соответствие с положениями ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее -законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Подп. 5 п. 1 ст. 23 указанного выше ФЗ предусматривает в числе гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным
5
законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ст. 24 ФЗ N 25-ФЗ).
Как указано выше, решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района N 432 от 27 сентября 2012 года "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 27 января 2011 года N 118 Положение "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Карталинского муниципального района и о порядке выплаты единовременного поощрения лицам, замещавшим муниципальные должности Карталинского муниципального района, достигшим пенсионного возраста и поощрения муниципальными служащими Карталинского муниципального района в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" внесены изменения.
То есть истцам, с принятием названного решения, произведен перерасчет размера пенсий за выслугу лет.
В силу положений ст. 11 ФЗ N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие пенсионного законодательства.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления пенсионного обеспечения государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вносить изменения, изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в этом субъекте дополнительного обеспечения к применяемым в отношении этих лиц обязательным трудовым пенсиям, исходя их собственных возможностей производить выплаты в установленном размере, либо корректировать их размер. При изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что решение принято в соответствие с обстоятельствами дела, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой
законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые постановление и утвержденное им Положение приняты (совершены) в установленном порядке, в пределах полномочий указанных органов и не противоречат положениям федерального законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о том, что гарантии в виде доплат назначаются пожизненно и их отмена является незаконной, ухудшающей положения истца, не могут быть приняты во внимание.
Как указано выше, предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и правильных выводов суда, и не являются основанием для отмены судебного решения.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения
7
доводов жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 10 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сараевой М.А., Шапошниковой Л.Н., Левковского Л.А., Ширшовой В.И., Пахомовой Н.П., -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.