Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Щелокова Ю.Г., Чаус И.А.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Юсупове Р.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Миасского городского округа на решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года по иску прокурора города Миасса в интересах Франкевич О.С. к администрации Миасского городского округа, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Миасса обратился в суд с исковым заявлением в интересах Франкевич О.С. к Администрации Миасского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее **** кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование иска указал, что Франкевич О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1999 году Франкевич О.С. была определена в детский дом на полное государственное обеспечение, поскольку ее мать Франкевич Г.В. находилась в местах лишения свободы, отец - записан со слов матери. Решением Миасского городского суда от 17 июля 2006 г. Франкевич Г.В. была лишена родительских прав в отношении дочери. В 2008 году по решению суда Франкевич Г.В. признана безвестно отсутствующей. До 31 января 2013 года Франкевич О.С. обучалась в ГБОУ СПО (ССУЗ) " ****". Постановлением Главы Администрации Миасского городского округа N 2342 от 18 мая 2012 г. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Челябинской области, в качестве третьих лиц УСЗН Администрации Миасского городского округа, Комитет по управлению имуществом Миасского городского округа.
Прокурор Абрамов М.С., истец Франкевич О.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации Миасского городского округа Челябинской области в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности, исходя из даты включения Франкевич О.С. в список детей-сирот.
Представители ответчика - Правительства Челябинской области, третьих лиц - Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов РФ, УСЗН администрации Миасского городского округа, Комитета по управлению имуществом Миасского городского округа при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования. Обязал администрацию Миасского городского округа предоставить Франкевич О.С., **** года рождения, с составом семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее **** кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Миасского городского округа просит решение суда отменить, принять новое решение, дополнив указанием на предоставление жилого помещения исходя из даты включения Франкевич О.С. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Указывают, что действующим законодательством исключен внеочередной порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан, предоставление специализированного жилого помещения без учета даты включения в список детей-сирот нарушит законные права и интересы иных лиц, включенных в список ранее.
Франкевич О.С., представители администрации Миасского городского округа, Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской
2
области, УСЗН администрации Миасского городского округа, Комитета по управлению имуществом Миасского городского округа о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Франкевич О.С., **** года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Франкевич О.С. -Франкевич Г.В. по решению Миасского городского суда Челябинской области от 17 июля 2006 г. лишена родительских прав, отец Франкевич О.С. -Франкевич С.Н. записан в свидетельстве о рождении со слов матери (л.д.7,11,20-23,25,30).
Постановлением Главы города Миасса Челябинской области N 458-7 от 10 июня 1999 г. Франкевич О.С. определена в детский дом на полное государственное обеспечение (л.д.24).
Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области N 2342 от 18 мая 2012 г. Франкевич О.С. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вне очереди (л.д.12). Также Франкевич О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, учетный номер - 89 (л.д.69).
В собственности жилых помещений Франкевич О.С. не имеет, зарегистрирована по месту пребывания в квартире N **** дома **** по ул. **** в г.Челябинске сроком на один год, по 20 марта 2014 г. (л.д. 15,26,27).
В январе 2013 года Франкевич О.С. закончила обучение в ГБОУ СПО (ССУЗ) " ****" (л.д.8,9).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются
з
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 (с изм.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного
4
самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа N 9 от 26 декабря 2011 г. утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере **** кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Удовлетворяя исковые требования прокурора города Миасса в интересах Франкевич О.С. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходил из того, что Франкевич О.С. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, которое ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилья, отвечающего установленным нормам и правилам на территории Миасского городского округа Челябинской области в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее **** кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Франкевич О.С. должна быть возложена на администрацию Миасского городского округа за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено исходя из даты включения Франкевич О.С. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а предоставление жилого помещения без учета даты включения в указанный список нарушит законные права и интересы иных детей-сирот, включенных в список ранее, не состоятельны.
Поскольку Франкевич О.С. как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовала, на неё распространяется действие
5
положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Франкевич О.С. не может являться препятствием для защиты её жилищных прав.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Миасского городского округа
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.