Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной С.В.,
Аброськиной Е.А., Галимовой P.M., Минкиной Л.В.,
Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 9 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора и истца Колтышевой В.К., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска обратился в суд в интересах Колташевой В.К. с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному учреждению Челябинской области реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В обоснование иска указал, что Колташева В.К. является ****, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 8 декабря 2011 года она обратилась в адрес Государственного учреждения Челябинской области реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении такой путевки. В 2012 году истец такой путевкой обеспечена не была из-за недостаточности финансирования и значительного числа граждан, состоящих в реестре на получение путевок. В марте 2013 года Колташевой В.К. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение с датой заезда 8 мая 2013 года в санаторий "Карагайский бор". Однако по требованию ответчиков путевка ею была возвращена 22 апреля 2013 года без объяснения причин. До настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение она не обеспечена, хотя от набора социальных
Представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом мнения прокурора и истца судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Колташева В.К. является **** по причине общего заболевания (л.д. 12, 44)
30 января 2012 года истица обратилась в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году в соответствии с рекомендуемым профилем лечения согласно медицинскому заключению. К заявлению была приложена медицинская справка для получения путевки формы N **** от 25 января 2012 года N 15, выданная МБУЗ "Сосновская центральная районная больница".
Согласно сведениям Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Челябинской области, на основании заявления от 6 сентября 2012 года об отказе от получения набора социальных услуг с 1 января 2013 года, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с 1 января 2013 года по настоящее время Колташева В.К. является получателем ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости набора социальных услуг и права на получение льгот в натуральном выражении не имеет (л.д. 28-29).
Колтышевой В.К. была выдана санаторно-курортная путевка в ГУП Челябинской области Пансионат с лечением "Карагайский бор", предусматривающая срок лечения с 8 мая 2013 года по 25 мая 2013 года, которой истец воспользоваться не смогла в связи с ее возвратом 22 апреля 2013 года в Центр "Импульс" (л.д. 15, 17-19).
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация -социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему
и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 6.3 вышеназванного закона заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что обратившись с заявлением об отказе от набора социальных услуг 6 сентября 2012, истица тем самым утратила право на получение указанного вида государственной социальной помощи с 1 января 2013 года. Поскольку истица не реализовала право на санаторно-курортное лечение в 2012 году, суд
правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить Колташевой В.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратилась с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к верному выводу о том, что ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов
суда не опровергают.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 9 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.